- Спартак, я не спал до 3-х часов ночи, придумывал эти движения, повторяй, - руководитель Театра народного танца "Золотое руно" Авраам Топузидис эмоционально торопит солиста, а спустя минут пять мудро утешает: "Не всегда с первого раза все получается".
19-летнему Спартаку Куцурову сегодня точно будет не до сна, но движение он освоит - не вопрос.
Станица Ессентукская, районный Дом культуры. На сцене - три десятка танцоров, нет, я просто знаю, сколько их, а считать и в голову не приходит: едва успеваешь следить за поворотами и прыжками джигитов, за грациозными движениями девушек. "Золотое руно" репетирует танец-ликование. "Вы победили войну, - объясняет Авраам, - счастье мирной жизни впереди". Движение за движением, из многочисленных повторов складывается рисунок танца, околдующего сотни зрителей. Придумал эту хореографическую красоту медик по образованию - доктор Топузидис. О себе говорит жестко: "Требую беспрекословного подчинения, строжайшей дисциплины". Родителей будущих танцоров предупреждает: будет тяжело, заниматься надо часами, кавказский танец - не просто ментальность особая, это напряженный труд. Нужна максимальная концентрация, крепкая нервная система для контроля физического состояния, артистизма.
Результат - десятки потрясающих танцев и более 200 мальчишек и девчонок, приезжающих на репетиции со всего Предгорного района. И ни одного курильщика. Этим достижением Авраам Николаевич гордится не меньше, чем тем, что за несколько лет ему удалось всерьез увлечь кавказскими танцами детей и взрослых - от начинающих шестилеток до зрелых 30-летних солистов. Занимается и его 11-летний сын Никос, у 3-летней Владины артистизма хватит на троих, на сцену выйдет непременно.
Греко-грузинские университеты
Сам Авраам танцевать начал лет в 10. В местечке Тетри-Цкаро, в 60-ти километрах от Тбилиси, школьный ансамбль "Алгети" дал ему первые танцевальные навыки. Постигать искусство танца он с тех пор не прекращал, даже когда этнические греки покидали родные, насиженные места, выезжая из Грузии кто в Россию, кто на историческую родину.
Рассказывает, что танцевал в студенческие годы в Тюмени, потом работал и продолжал танцевать в Греции. В Салониках судьба свела Авраама с Лексо Николадзе (Васильевым), танцовщиком из Грузинского национального балета имени Сухишвили-Рамишвили (в свое время The Washington Post назвал этот фольклорный коллектив лучшим в мире ансамблем народного танца).
- Если бы я попросил Лексо Николадзе: "Мастер, научите", вряд ли что-то сложилось, тем не менее я в течение года постигал тайны кавказских танцев, потому что смог найти подход, - Авраам лукаво улыбается, оставляя за кадром секреты общения с маэстро.
Палитра Кавказа
Глава районного отдела культуры Юрий Васютин признается: не сразу разглядел в невысоком настойчивом человеке будущего руководителя танцевального коллектива. Доктор Топузидис предложил попробовать - в итоге "Золотое руно" все чаще приносит победные очки в копилку края. В основном коллективе танцуют молодые люди от 15 до 29 лет, разных национальностей и профессий. Чтобы попасть в "Золотое руно", воспитанники из 9 групп сдают экзамены в 3 этапа, в том числе по движению и технике исполнения. Солист Алим Биджиев (по профессии инженер-технолог машиностроения) уже сам ведет танцевальный коллектив в одном из пятигорских вузов, танец в его жизни на особом месте - в свое время хорошо танцевал его отец. 19-летний Максим Плотник говорит, что кавказские танцы ему помогают чувствовать ритм жизни, лучше понимать людей, живущих рядом, - на Северном Кавказе. В репертуаре театра народного танца греческие, осетинские, аджарские и еще целый ряд хореографических постановок, даргинская лезгинка и несколько грузинских танцев. К ним отношение у Авраама особое: он считает, что именно грузинский народный танец вобрал элементы всех кавказских. Но ни одному из народных не отказывает в тонкости, глубине и поразительной красоте. И поставит еще не один народный танец, дабы многогранная палитра Северного Кавказа предстала в Театре "Золотое руно" еще более сочно и полновесно.