Примерное время чтения: 4 минуты
133

Признак оперы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 16/01/2008

Весь 2008 год пройдет в госфилармонии на Кавказских Минеральных Водах под знаком Петра Ильича Чайковского. А открыла год опера "Иоланта". Этот проект раздвинул границы возможностей филармонии, заявив об открытии Камерного оперного театра - первого на Юге России.

Как выяснилось, интерес к вокальному оперному искусству в регионе достаточно высок - три премьерных спектакля посмотрели в общей сложности около тысячи человек. Признание зрителей позволит еще раз встретиться с "Иолантой" - полюбившуюся оперу планируется представить также в рамках традиционного фестиваля имени Сафонова летом 2008-го.

Гимн любви и свету

"ИолантА" признана самой светлой оперой Чайковского. По словам музыковеда Людмилы Васильевой, в этом позднем творении композитор выступил как большой зрелый мастер:

- Это высшая мера мастерства - нет ни одного лишнего такта, ни одной лишней ноты - настолько все цельно, едино, логично.

"Иоланта" замечательна еще и тем, что идея высокой любви, которая проходит у Чайковского через всю жизнь и творчество, здесь достигает апогея. И такой светлый счастливый финал!

Музыка Чайковского несет в себе сердечность, открытость, эмоциональность. Передать этот сплав - задача дирижера. Она возложена на блестящего молодого мастера Илью Гайсина. Мастер - это не оговорка автора и не дежурная похвала. Гениальную музыку прочувствовать и преподнести удается только подлинным мастерам. Аспирант Московской консерватории Илья Гайсин - талантливейший драматург за пультом, открывающий партитуру, как окно в мир Чайковского.

История любви плывет по нежной и глубокой музыке. Слепая девушка полюбила. И именно чувство помогает ей увидеть мир. По замыслу режиссера Олега Найденышева (его специально пригласили из Государственного академи-ческого Большого театра России), героиня - сильная личность с твердым характером, которая сознательно идет на муки и самопожертвование ради любимого человека.

- Не для того, чтобы видеть самой, а для того, чтобы жил любимый Водемон, - говорит режиссер. - И у Чайковского все это есть.

Для Иоланты - солистки филармонии Елены Филимоновой - главная партия стала первым шагом в мир Большой Оперы. И шагом многообещающим. В репертуаре певицы - партии Татьяны из "Евгения Онегина" и Лизы из "Пиковой дамы". Эти оперы Чайковского - в постановочных планах Камерного театра при Госфилармонии. Эти постановки, как и "Иоланта", будут осуществлены с участием известных российских и зарубежных исполнителей.

Практически все ведущие мужские партии исполнили солисты Большого и "Геликон-оперы".

- Едут в наши края с удовольствием, - говорит заведующий музыкальной частью Госфилармонии Андрей Дмитриевский. - На сцене филармонии в свое время блистали великие Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Прокофьев. Это своего рода знак качества. Завораживает гостей и тонкая творческая атмосфера, а также возможность познакомиться со зрителями из десятков регионов, отдыхающих на Кавминводах.

Не комплексуй, провинция!

Солист Большого театра, заслуженный артист России Вадим Заплечный партию возлюбленного Иоланты Водемона впервые пел в России на кисловодской сцене! Десятки постановок - в Торонто, Вашингтоне, в театрах Европы. А на родине - не доводилось!

- Уровень у нас в стране вырос колоссально, в профессию приходят люди, понимающие, что невозможно состояться без собственного въедливого стремления к развитию. Лена Филимонова - солистка высокого класса.

Курортный Кисловодск напомнил Заплечному Баварию, здание филармонии заставило разыграться фантазию.

- Интересны внешняя стилистика, его внешний и внутренний антураж. Здесь можно реализовать удивительные проекты под открытым небом, используя изумительное пространство у самой филармонии. Смело можно играть оперы Верди. "Иоланту" можно поставить и на открытом воздухе.

Проекты вполне могут стать реальностью, как это произошло с первой оперной постановкой. У худрука и директора филармонии Светланы Бережной не отнять упорства и стремления сделать вокальное оперное искусство доступным нашему зрителю.

Все предпосылки для этого есть, убежден режиссер Олег Найденышев:

- В регионе достаточно сильный симфонический оркестр, мощные культурные традиции, очень хорошая филармония. Не надо комплексовать перед столицей в этом плане. При достойном финансировании здесь обязательно состоится свой оперный театр.

Начало положено - великая история Чайковского о любви к Богу, к людям, о надежде и вере в чудо такое чудо зрителям подарила.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах