Новый учебный год только начался, ещё свежи впечатления от прошедшего лета, но требовательный учительский голос возвращает за парту… Сколько лет назад это было? Пять, десять, двадцать? Они помнят каждого из нас, наши дорогие учителя. А мы? Ученики остаются смыслом их жизни, сколько бы лет не убежало за школьным звонком. И слушая, как они рассказывают о своих учениках, становится понятно, почему их ученики стали именно такими.
Архиепископ из Грозного
Таисия Алексеевна Середина – бывший классный руководитель и учитель немецкого языка архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (в миру – Дениса Курьянова). Он учился в средней школе №9 Грозного.
– Все поражались – как он держится, как владеет ситуацией! – вспоминает Таисия Алексеевна. – Школа наша была на рабочей окраине Грозного, базовая. Туда на открытые уроки и другие мероприятия привозили гостей, приезжали учителя со всей республики. Феофилакт, а тогда Денис, пришёл к нам в 6-м классе (его семья переехала к бабушке из другого района города) и сразу обратил на себя внимание. В нём не было детскости, он был взрослый, ответственный, рассудительный. Много читал, коммуникабельный невероятно, не могу сравнить его ни с кем из своих учеников. Я преподавала немецкий и вела Клуб интернациональной дружбы (КИД). На нового ученика сразу сделала ставку – мне показалось, что именно он должен возглавить клуб после выпуска предшественника. И работы никакой не чурался, – полы вымыть в классе, шторы повесить.
– Мы часто ездили на экскурсии по стране, как-то выехали в Осетию, в Даргавс, – продолжает учительница. – Вслед за нами подъехал ещё один автобус, и вышедшие из него парни стали приставать к нашим девочкам. Испугалась я – будет драка, вдруг не смогу разнять? Только подумала – к наглецам подошёл Денис и мирно снял все вопросы. Миротворческий дар его ещё тогда проявился. По складу ума он явный гуманитарий, думаю, чем бы он ни стал заниматься, на любом поприще добился бы успеха – таких целеустремлённых людей единицы. Открытый, незаштампованный, без лукавства, а доброта в нём – широты неизмеримой. В начале 1990-х школа уже не работала почти – война. Я всё думала – куда пойдут мои ребята, мой 10 «Б» 1992 года выпуска? Душа за каждого болела. Потом узнала: один из них – в семинарии, в числе лучших. Он очень заботливый сын и брат, каких мало. И меня не оставляет, помогает – лечение оплачивает (с ногами беда, не хожу почти), словом поддерживает. Недавно в хороший санаторий меня отправлял, процедуры разные принимала.
Разглядеть чемпиона
Геннадий Габрилян – тренер чемпионки мира по прыжкам в высоту Марии Кучиной, вспоминает:
– Легкая атлетика ассоциируется у меня с первыми олимпийскими играми. Привлекательна она тем, что развивает у детей все основные качества начальной физической подготовки, они проходят через полную систему легкоатлетического многоборья – бег, прыжки. Сам я с 4-го класса стал заниматься, давно это было, в школе спортивной и в общеобразовательной работал с 1974 года, уже 40 лет, надо же! Тренерские секреты какие? Да нет особых – разглядеть будущего чемпиона в большей степени помогает интуиция, смотришь, анализируешь – все предпосылки нужно учесть. Задача тренера – приспособить ребёнка к внешней среде, чтобы его движения в спорте были рациональными, найти верный путь, предназначенный именно для него.
– В случае с Машей, нашей чемпионкой, моя «идеология» совпала с её спортивными данными, мы нашли то направление, что дало такой высокий результат, – продолжает наставник. – В КБР гордятся её достижениями. Маша выступила отлично, завершила сезон с лучшим в мире результатом. Она не умеет зазнаваться, хвастать победами – очень серьёзно готовится и прыгает.
Мои сыновья физкультурой и спортом с детства занимались, но в профессионалы не пошли. Оба – и старший, и младший – любят лыжи – мама приучила, возила в Приэльбрусье. А я, кроме лёгкой атлетики, не вижу другого спорта, хобби у меня музыкальное – пою и на гитаре играю, был у нас в Прохладненском Доме культуры даже свой ВИА, по моде 1970-х…
Главный секрет – нужно сочетать физические и психологические факторы, чередуя по принципу весов: когда дать полную накачку, когда отпустить, не нагружать, дать спортсмену проявить себя.
Во весь голос
На Северном Кавказе немало музыкальных талантов. О том, как готовят будущих вокалистов-лауреатов, с «АиФ-СК» поделилась Гелиана Доткулова, учитель музыки средней школы № 9 г. Нальчика.
Преподаватель обычной школы разглядела, точнее – расслышала в общем хоре голос Аслана Диданова.
Постепенно, нота за нотой, мальчик освоил музыкальную грамоту, премудрости пения и стал защищать честь школы, города, а потом и родной Кабардино-Балкарии на конкурсах и фестивалях. Второй год подряд Аслан Диданов – лучший в республике. «В 2013-м он выступал в эстрадном жанре, в этом – подготовили народные песни. На сцене Аслан чувствует себя уверенно, вот только петь в своей школе немного стесняется – все свои, ему как-то неловко.
Занятия музыкой ему нравятся, он даже на переменах прибегал, просил – давайте репетировать, успеем! – рассказывает Гелиана Евгеньевна. – На Всероссийском конкурсе «Звонкие голоса России» наш солист занял третье место – мы этим очень гордимся, ведь пели дети со всей страны». Готовили паренька всей школой – от директора до учителя информатики. Одну из композиций Аслан исполнял
а капелла (без музыкального сопровождения), это была старинная кабардинская песня, весьма сложная.
Творческий подход педагога Доткуловой – налицо. К каждому уроку музыки она пишет сценарий.