С ароматом кальяна
Страдают не только экспонаты, но и сотрудники музея, а также посетители.
«В экспозиционных залах и наших служебных кабинетах невозможно находиться, особенно вечером, – говорит заведующая музеем истории Владикавказа Елена Габоева. – Кухня кафе расположена прямо под нами. А на втором этаже – кальянная. Дверь хоть и заблокирована со стороны музея, но ароматы проникают повсюду».
Чтобы почувствовать всю «прелесть» соседства музей-кафе, надо там побывать. Государственно-частное партнерство, которым так гордилось прежнее руководство города, оказалось слишком тесным.
Недавний пожар на кухне кафе добавил «красок». Пожарные быстро ликвидировали возгорание, но от воды пострадали стены и некоторые экспозиционные стенды. «Мы сразу написали акт о выявленных повреждениях в присутствии представителей министерства культуры и кафе, – рассказывает генеральный директор Национального музея РСО-Алания Лариса Сохиева. – Виновники пожара обещали всё устранить. Но до сих пор ничего не сделали».
В самом музее отсутствует система автоматической пожарной сигнализации. В 2010-2012 годах, когда выполняли капитальный ремонт, обещали сделать и сигнализацию, для этого даже урезали высоту потолков исторического здания на 80 см. В результате часть коммуникаций уродливо висит за выставочными стендами, упираясь в «никуда». Сигнализации как не было, так и нет.
Хотели как лучше
Здание – 1902 года постройки, расположено в историческом центре Владикавказа. Это бывшая городская усадьба крупного издателя Сергея Казарова. Музей здесь расположился в 1940-м году. Благодаря этому удалось сохранить подлинный интерьер типографии и редакции газеты «Терек», где когда-то работал Сергей Миронович Киров. В 90-е годы из-за отсутствия средств встал вопрос, как поддерживать здание в надлежащем состоянии. Особняк из республиканской собственности передали в муниципальную, чтобы провести ремонт.
Но в городской казне денег на это тоже не оказалось. И тогда было решено использовать схему государственно-частного партнерства. Предприниматель ремонтирует и реставрирует помещения за свой счёт и забирает часть площадей под свои нужды. «Этой частью оказалась половина всей усадьбы, – говорит Сохиева. – Там раньше располагалось фондохранилище, библиотека, кабинеты сотрудников, выставочная галерея». Музейщиков поставили перед фактом, предложив быстро переехать.
В Управлении градостроения и архитектуры Владикавказа считают, что в государственно-частном партнёрстве ничего плохого нет. Но «вторжение», тем более в памятник регионального значения, должно быть деликатным. Новое руководство города обещает разобраться, ведь коллизия ещё и в том, что здание – муниципальное, а сам музей – республиканская собственность.