Каждый вечер в любую погоду эти ставропольские бабушки и дедушки выходят на прогулку. Ничего примечательного в том, что старики перед сном дышат свежим воздухом, не было бы, если б не принципиальное обстоятельство. Компания, которую сами пенсионеры именуют сандружиной, тщательнее любого участкового инспектирует дворы, дороги и закоулки, борется с пьяницами и хулиганами. Не от хорошей жизни затеяли старики такие рейды: работу своих участковых и управляющей компании N15 сандружина признает неудовлетворительной.
Выходит, что "санитары" Ленинского района Ставрополя восполняют пробелы в работе людей, которым государство платит зарплату?
- Выходит, так, - кивает Алла Орехова, самая активная участница сандружины. - Мы не можем равнодушно смотреть на безобразия. Каждый день составляем протокол, а через месяц обобщаем всё в справке и отправляем в различные административные органы.
Туалет для отвода глаз
Вместе с дружиной обхожу улицы Ленина, Льва Толстого и Морозова краевой столицы.
Начинаем свой рейд возле арки на ул. Ленина, 289, через которую ходить опасно для жизни: такой плотный поток машин снует здесь днем и ночью. Старики давно просят ГАИ поставить запрещающий знак, но пока, увы, тщетно.
Алле Тимофеевне и некоторым ее приятельницам не повезло: окна их пятиэтажки на Ленина, 289, выходят на оживленный тротуар. Многочисленные предприниматели "оккупировали" эту сторону дома, открыв магазины. А чуть дальше - "пьяный угол", где любители спиртного справляют малую нужду.
- Для отвода глаз тут как-то поставили биотуалет, - рассказывает Людмила Чудненко. - Но через два месяца он исчез.
От многочисленных ларьков и магазинчиков пенсионерам одни проблемы. Коммерсанты с жильцами не считаются. Купленные квартиры они без согласия соседей перевели в нежилые помещения, сделали несколько незаконных пристроек. "Эти, с позволения сказать, бизнесмены варварски срубили здесь деревья, которые мы сажали, незаконно провели перепланировку, закрыли пожарные входы", - рассказывают участники сандружины.
Людмила Чудненко показывает мне торчащую из стен ее многоэтажки трубу: "Это незаконная врезка. Коммерсанты провели себе воду, а платим за них мы. Запишите себе: жильцы дома N22 по Льва Толстого за воду переплачивают!".
Лишь бы толк был
Дружина обращает мое внимание на обшарпанные скамейки, немытые подъездные окна. "За что мы, интересно, платим управляющей компании...", - вздыхают мои собеседницы. Все дружно возмущаются действиями УК N15, которая до сих пор не провела ни одного собрания с жильцами, но зато исправно берет деньги.
Следующий наш "пункт" - стихийный овощной рынок. "Бесконечно пишем о том, что они тут без санкнижек торгуют, мусорят. Бесполезно... И ладно, если б цены у них были низкие. Ничего подобного! Так ради чего нам терпеть этих перекупщиков?"
Проходим дальше. В глаза бросается огромная грязная канава. "Это "Теплосеть" меняла трубы и "забыла" закопать, - возмущается Любовь Лец. Возле мусорного контейнера - непотребная свалка. "Директор нашей управляющей компании лично привозит сюда мусор на иномарке и выбрасывает", - сообщает вездесущая Алла Тимофеевна. Вообще УК - это тема для отдельной статьи. Текущая крыша, за которую жильцами заплачены большие деньги, обшарпанные подъезды, бесконечные переплаты... Что ж, старания общественниц иногда вознаграждаются: власти, хоть и редко, принимают меры по их сигналам. Но чаще, к сожалению, приходится доводить дело до суда и прокуратуры.
И хотя о возрождении народных дружин в администрации города говорят давно, толку от этих речей пока нет. А терактов, между тем, стало больше, и криминогенная обстановка всё тревожнее...