Примерное время чтения: 6 минут
278

Не так страшен гот...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. "АиФ - Карелия" 28/07/2010

Недавно по стране прокатилась целая череда скандалов, связанных с ужасными историями, в которых замешаны представители некоторых молодёжных субкультур: то готы задушили, а затем расчленили и съели одну из своих знакомых девочек, то компания сатанистов устраивала ритуальные убийства на старом кладбище...

Эти случаи заставили общество несколько пересмотреть свой взгляд на мир молодёжных субкультур, которые воспринимались просто как дань моде и юношеское стремление выделиться из толпы. Теперь для многих стало очевидно, что в некоторых случаях и для некоторых людей вера в идеалы той или иной субкультуры может носить довольно ортодоксальный или даже общественно опасный характер.

Но действительно ли так ужасны готы, а все сатанисты сплошь больные на голову люди, или все эти жуткие истории про ритуалы и каннибализм всего лишь ничто иное, как просто единичные случаи? Мы попробовали разобраться в этом.

Фильтр против рекламы зла - семья

Настоятель Спасо-Преображенского храма Ставрополя священник Владимир Сафонов:

- Фильтр против рекламы зла, а именно этим и являются многие субкультуры - здоровая семья, где все интересуются друг другом, любят друг друга, где у родителей есть время для детей. Ведь, если говорить о субкультурах в строгом смысле этого слова, то есть как о сообществах, противопоставляющих себя общепринятым нормам, очевидно, что здесь происходит эксплуатация юношеского интереса ко всему запретному, позиционирование порока и распада, как романтики. Важно понимать, что субкультура не рождается сама по себе, ее навязывают юношам и девушкам опытные взрослые люди.

- Владимир, приходилось ли священнослужителям общаться с представителями подобных движений?

- Конечно, такое общение есть. У нас сейчас действуют православные молодежные клубы - в Северо-Кавказском государственном техническом университете, Пятигорском лингвистическом - там и происходит общение самой разной молодежи. Кроме того, некоторые из "неформалов" сами приходят в храм, задают вопросы, пытаются найти истину. К кому-то зовут родители - как врача.

- Какая работа проводится в таких случаях?

- Проповедь Церкви всегда позитивна. Она построена на евангельской истине, на двухтысячелетнем опыте. Священники, миряне, все православные христиане призваны свидетельствовать о своей вере другим людям, делать это и словом и делом. И, несмотря на недвусмысленное отношение к сатанизму не только со стороны церкви, но, думаю, и общества в целом, мы не должны отворачиваться от "неформалов". Потому как Церковь в человеке видит, прежде всего, исключительно человека, а не ту или иную социальную роль, которую он исполняет в данный момент, не члена той или иной партии, поклонника той или иной культуры. Судить можно и нужно по делам. Важно не то, что двое парней, убивших и съевших девушку в Санкт-Петербурге, называли себя готами, а то, что они показали полную свою аморальность и совершили уголовное преступление. Если вы по ночам ломаете кресты на кладбище, совершенно неважно, чем вы оправдываете свое кощунство. Оно от этого не перестанет быть кощунством.

Где закладывается "операционка"?

- Прежде всего, говоря о субкультурах, тем более таких мрачных, нужно понять, почему люди увлекаются этим, - замечает психолог-психотерапевт, директор психологического агентства Марина Ткачёва. - К любой идее человек приходит в процессе поиска себя, своего внутреннего "я". Если же мы говорим о сатанизме, который многими воспринимается как религиозное течение, то это еще и ощущение духовной власти. Традиционная - Церковь. А альтернативной выступает как раз мистическая власть. И, конечно, не обходится без противопоставления себя окружающему миру и через это идентификации себя в нём. Ведь неформальными идеями увлекается в большинстве своём молодёжь, для которой свойственен и юношеский максимализм. Мы же понимаем, что чем брутальнее - тем круче.

- Марина Леонидовна, как вы считаете, подобные брутальные субкультуры несут в себе опасность для социума?

- Пока доля этих увлечений не превышает определённого минимального процента - нет. Ну верит человек в определённые идеалы - это его личное дело. Конечно, пока его убеждения не нарушают пространства окружающих. В конце концов, каждый из нас во что-то верит. Разница только в целях и ценностях.

Марина Ткачёва так же отметила, что чаще всего истоки человеческих убеждений и мировоззрения нужно искать в семье, потому что именно там закладывается, говоря современным языком, "операционная система", то есть сознание. Остальное - детали.

"Ритуальные убийства не для меня!"

- Я люблю приходить на кладбища, особенно туда, где есть старые могилы и захоронения, - говорит гот Алексей, на которого мне удалось выйти на одном из неформальных форумов сети Интернет. - Атмосфера кладбища меня реально успокаивает. Именно в таких местах я нахожу ощущения, которых мне так не хватает в мире живых.

Алексей поведал, что он гот, что называется, со стажем - в этой субкультуре уже 7 лет, при том, что ему самому 24. Но никаких ритуалов он никогда не совершал.

- Да, я увлекаюсь мистикой, слушаю тяжелую музыку и брожу по вечерам на старом кладбище. Но ритуальные убийства кошек или оргии - это не по мне. У меня много друзей в среде "неформалов". Могу сказать, что ни один из моих знакомых такими вещами не увлекается.

В гости... на кладбище

Правдивы ли истории об коллективных оргиях на могилах, или ритуальных убийствах животных? Чтобы выяснить это, я решил отправиться на одно из старейших ныне существующих кладбищ Ставрополя - Даниловское.

Дожидаться глубокой ночи, а потом бродить по кладбищу в поисках готов или сатанистов, совершающих свои чёрные ритуалы, дело неблагодарное: не факт, что именно в мое "дежурство" "неформалы" сюда придут. Однако я решил расспросить все видящих и все слышащих бабушек у подъезда дома, который находится прямо через дорогу от Даниловского.

Удалось разузнать, что, действительно, со стороны улицы Лермонтова кладбище регулярно посещают молодые люди и девушки неформальной внешности - в одеждах чёрного цвета, длинноволосые, на ногах "страшные сапоги", да еще и в руках некоторых из них были какие-то не то книги, не то брошюрки. При этом, как заверили меня старожилы района, контингент этот весьма не постоянный. И ходят не только, скажем, поздним вечером, но и даже днём. Зачем ходят - загадка.

Вот такая получилась картина. Готы и сатанисты, несмотря на то, что в этом материале мы рассматривали их совместно на основе мрачности ценностей, конечно, не одно и то же. Но, как правильно заметил священник Владимир Сафонов, не важно, какой идеи придерживается человек. Важно то, что он делает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах