С ними сталкивался каждый. Они приходят в офис, домой, достают по телефону с одной единственной целью – продать вам что-то ненужное. Разумные доводы на них не действуют, они не хотят слышать слова «нет» и не щадят ваши нервы. Как вести себя, если вы стали жертвой навязчивого продавца? – спросил АиФ-СК у Дениса СЕВРЮГИНА, клинического психолога СККПБ №1.
– Первое, что нужно понимать: у этих людей есть некий план работы, – рассказывает психолог. – И звонки, и посещения – это всего лишь задачи, которые они должны выполнить, чтобы получить вознаграждение за свою работу. Если ваша компания, ваш кабинет или ваш телефон включен в план, то очень скоро вы об этом узнаете. Вам позвонят.
Дарья Полянкина, АиФ-СК. Что делать в этой ситуации?
– Первое правило – не вступать в контакт. Такие технологии продаж основаны на попытках втянуть человека в общение. Когда вы отвечаете на какой-то косвенный вопрос – это уже диалог. Задача продавца в том, чтобы в этом диалоге довести вас до покупки. Вопросы вроде «Есть ли у вас дети?», «Интересуетесь ли вы историей?», «Каким программным обеспечением вы пользуетесь?» нужно игнорировать. Если вы втянулись в разговор, выйти из него будет очень сложно.
Нужно дать корректный и категоричный отрицательный ответ. Желательно даже не вступать с продавцом в зрительный контакт (если он пришел к вам лично).
– Какой это может быть ответ?
– «Меня не интересует ваше предложение», «Я ничего не покупаю с рук», «Я на работе, и мне некогда с вами разговаривать». В качестве прощания лучше сказать не «До свидания», а «Всего хорошего». Если человек упирается и не хочет уходить, можно прямо попросить его покинуть кабинет.
– А если промолчать?
– Молчать не нужно, потому что это позволит продавцу продолжать говорить. Нужно категоричное «Нет». Отвечая, лучше использовать одну и ту же фразу, пусть со стороны это будет выглядеть грубо или забавно – только так вы не дадите продавцу возможности оттолкнуться от ваших слов и развить разговор дальше. Надо четко понимать, что этот человек подготовлен, он ждет отпора и будет искать лазейки, чтобы к вам подступиться. Не давайте ему шансов. Встречаться глазами тоже нежелательно, потому что есть и технологии невербального взаимодействия, которые вызывают ответные эмоции у человека, и их тоже могут использовать.
– Иногда навязчивые продавцы маскируются под обычных. Сначала они вежливы и ни на чем не настаивают. Но стоит дать согласие на безобидное предложение: «Мы вышлем вам наш прайс» и начинается шквал звонков. Что делать?
– Даже если вы не были подготовлены, нужно предельно ясно обозначить рамки, в которых вы готовы общаться с человеком. Предположим, вы согласились на встречу. Начните с того, что «у вас есть 15 минут, я вас слушаю». Если время закончилось, а продавец не уходит: «Извините, время истекло, у меня другие встречи, другие планы. Всего хорошего». Если вы понимаете, что вас ввели в заблуждение, нужно прямо об этом говорить: «Когда вы в первый раз информировали меня о своей продукции, вы явно пытались ввести меня в заблуждение. Это не тот вариант сотрудничества, который меня устраивает. Наша фирма не желает продолжать общение с вашей фирмой, всего доброго и не нужно беспокоить нас больше».
– Но после этого они все равно продолжают звонить…
– Совершенно верно, и будут звонить дальше. Мы возвращаемся к тому, с чего начали – у этих людей есть план, и они будут ему следовать, что бы вы не делали. Речь идет, в первую очередь, о вашем отношении к этому. У человека на том конце провода – своя работа, которую он должен делать. И он сделает ее в любом случае, потому что ему за это платят. Никакие ваши аргументы о том, что не нужно сюда больше звонить, не сработают, потому что ему нужна галочка, даже если в ней будет содержаться отказ. Если вы уже категорично ответили «нет», то в следующий раз он звонит ради этой галочки, а не чтобы вы что-то купили или чтобы вас достать.
– А если пытаются навязать дополнительный контакт, представить дополнительные предложения?
– Не стоит на это откликаться. Все мы дорожим своим временем, не стоит тратить его попусту. Если навязчивый продавец найдет дополнительную лазейку, он будет пытаться ее расширить. Вас будут меньше беспокоить, если в отчете будет стоять слово «Отказ», чем если там напишут «Откликаются на новые предложения». Но надо всегда быть готовым к тому, что вам позвонят еще несколько раз. Людям на том конце провода нужно проверить – не изменилось ли что-нибудь? Вдруг по этому номеру ответит другой человек. Все может быть. Это просто технология работы.
– А если в ответ на отказ слышишь обвинения и хамство? Например: «Ничего, мы подождем, пока вас уволят и все равно будем сотрудничать с вашей фирмой». Это попытка вывести из себя?
– Это неэффективная попытка. Обвинения означают эмоциональную дестабилизацию со стороны продавца. Это отход от технологии и минус для продавца. Когда вас обвиняют, это значит, что продавец уже не владеет ситуацией.
– Это уже маленькая победа над ним?
– Это даже не маленькая победа, здесь уже очевидно, что человек прибегает к последним аргументам, которые носят уже неконтролируемый характер. На личность, склонную к чувствам и переживаниям, это конечно может подействовать. Важно относиться к этому спокойно.
– Ответное хамство не поможет, верно?
– Оно может помочь отвести душу, если вам подходит этот способ. Но вы не добьетесь того, чтобы вам больше не звонили. Можно использовать шутку или попробовать продать в ответ свой продукт, как показывают в некоторых юмористических программах. Но не увлекайтесь попытками переиграть продавца в словесной дуэли. Скорее всего, вы только зря потратите много времени, и вряд ли сможете выиграть. К тому, же напротив вашего телефона поставят заветную галочку «Звонить почаще, здесь разговаривают». Если вы уверены, что от этих людей вам никогда ничего не будет нужно, просто скажите «нет» столько раз, сколько вас об этом спросят.