Примерное время чтения: 4 минуты
97

В казенном доме лучше, чем в родном

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. "АиФ - Карелия" 19/05/2010

Собираясь в село Степное, в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, я, конечно, знала, что не увижу там одинаковых "инкубаторских" курточек и остриженных наголо воспитанников.

Сегодняшние социальные сироты живут в просторных светлых корпусах, их хорошо кормят, у них есть телевизоры и компьютеры. Но вот с "человеческим фактором" во многих учреждениях, увы, сложно.

Отогреть и успокоить

В Степновском центре социальной реабилитации несовершеннолетних (он, кстати, в прошлом году был признан лучшим из 18 таких же заведений края) грань между семьей и казенным учреждением стараются сделать почти незаметной.

Ребятишки от трех до 18 лет приезжают сюда со всего края. Центр - пристанище временное: сюда определяют детей из неблагополучных семей, тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, сирот. Кому-то везет: родители "завязывают" с выпивкой, находят работу, берутся за ум. Кого-то из девчонок и мальчишек усыновляют и удочеряют. Но многим, увы, уготована участь детдомовцев.

Впрочем, специалисты центра (педагоги, психологи, медики) делают все от них зависящее, чтобы как можно больше ребят вернулись в родные семьи. Для этого реабилитацию проводят не только с детьми, но и с оступившимися родителями. И вот результат - только в прошлом году из Степновского ГУ СО удалось отправить назад, к мамам и папам, 38 ребятишек.

За 7 лет работы в должности директора центра Иван Тяско навидался всякого. Попал к нему как-то 10-летний Костя, который рос с собаками. Родители у мальчика подевались непонятно куда, а старшая сестра братом совсем не занималась. К счастью, до синдрома Маугли не дошло: ребенок умел разговаривать и даже писать. Но чтобы адаптировать его к нормальной жизни, пришлось немало потрудиться. В другой семье отец-алкоголик в пьяной драке убил жену, а детей заставил копать для мамы могилу. И даже этих ребят, переживших страшную трагедию, удалось отогреть и успокоить.

- Некоторые дети только попадая к нам узнают, что такое постельное белье, - рассказывает Иван Федорович. - Видел и семьи, где малышей родители кормили одним вареным зерном...

Нетривиальный ход

Прогуливаемся с директором по ухоженной и уютной территории центра. И с трудом уже верится, что 7 лет назад здесь было полуразрушенное здание детсада, которое предстояло преобразить в уютный приют. Иван Федорович, никакого отношения к педагогике никогда не имевший (раньше он занимался сельхозтехникой), не испугался трудностей. Сегодня здание центра, утопающее в зелени фруктовых деревьев, напоминает санаторий. Прекрасный детский городок, симпатичные мини-скульптуры, фонтанчик... Кстати, ко многому приложил руку и сам директор.

Но меня поразила даже не ухоженность, чистота и уют. Здесь всё делается с душой, с огоньком. Можно ведь просто поставить шахматы в комнатах детей. А можно сделать нетривиальный ход - вынести гигантские фигуры во двор. И интеллект воспитанников таким образом развивается, и здоровье их укрепляется. "Русская изба", где рядом с самоварами из папье-маше хранятся настоящие раритеты, небольшой музей Великой Отечественной войны, прекрасная библиотека, тренажерный зал - везде маленькие творческие "изюминки". Здесь, в единственном из 18 реабилитационных центров, есть детский хор. А чтобы ребята выходили в жизнь с трудовыми навыками, для них своими силами организовали небольшое хозяйство.

Главный критерий отбора педагогов - любовь к детям и неравнодушие к собственной работе. Остальное приложится, полагает Иван Федорович. И отогреваются здесь ребячьи сердечки, привыкают к не родному, но такому теплому дому. Многие уезжать отсюда не хотят. Но надо - такова громоздкая система государственного воспитания.

Да, социальные сироты сегодня не обделены вниманием многочисленных структур и учреждений. Вот только их бурная деятельность подчас бестолкова. Отчего-то приютами и детдомами у нас занимаются два разных ведомства. Первые отданы на откуп минтруда и соцзащиты края, вторые - министерства образования. Вот и получается, что сирота подвержен бесконечным стрессам. Из неблагополучной семьи или Дома малютки ребенок попадает в социальный центр, оттуда - в интернат или детский дом. Логичнее, наверное, было бы объединить все подобные учреждения "под крылом" какого-то одного ведомства. Но пока эта идея, неоднократно предлагавшаяся специалистами, не получила одобрения "в верхах". Может, потому, что таких неравнодушных, как Иван Федорович, у нас мало?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах