После трагедии, случившейся под Смоленском, в трауре оказались не только граждане Польши, но и многие наши соотечественники, в том числе и в Северо-Кавказском
регионе, где проживают люди с польскими корнями.
Когда-то в старой части Владикавказа располагался настоящий Польский квартал, центром которого был католический костел Св. Антония Падуанского.
Вместо храма - школа
"Это был очаг польской культуры, уже, увы, безвозвратно утраченной, - рассказывает Вероника Зеленская, председатель Польского на-ционально-культурного общества РСО-А. - Костел был построен в 1868 г., так как старый приход уже не вмещал всех молящихся, а поляки все прибывали. В основном, это были рекруты Черниговского полка".
В эпоху сталинских репрессий был расстрелян последний настоятель польского костела Антоний Червинский, а храм сравняли с землей, и здесь построили среднюю школу, которая также впоследствии была снесена...
Городские власти на том самом месте, пересечении улиц Горького и Тамаева, опять решили строить школу, теперь уже основательную, трехкорпусную. В ходе строительных работ были потревожены старые склепы и найдены фрагменты человеческих останков. "Мы вместе с 94-летней пани Станиславой Чеботаревич выехали на место, и она точно указала, где находилось кладбище, - вспоминает Вероника. - Я обратилась за помощью к министру по делам национальностей РСО-А Таймуразу Касаеву и руководителю поискового отряда "Харон" Алану Татарову. Было установлено, что останки принадлежат женщине и двум мужчинам. И министр, и городские власти, и строители - все проявили уважительное отношение к нашей истории и изъявили желание отдать дань памяти усопшим горожанам".
Предали земле
В один из субботних дней около католического прихода собрались люди. Поучаствовать в траурной процессии и заупокойной мессе приехали поляки из СКФО, собрались представители республиканской и городской власти, творческая интеллигенция, члены других национально-культурных обществ Северной Осетии. Настоятель католического прихода отец Януш Блаут отслужил панихиду на кладбище, и тела усопших обрели вечный покой.