Примерное время чтения: 5 минут
213

Реанимация памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. "АиФ - Карелия" 23/06/2010

Вчера страна отмечала День памяти и скорби - уже минуло почти 70 лет, как фашисты напали на СССР. И мы, потомки, не должны забывать ни светлую дату Дня Победы в Великой Отечественной, ни скорбный день 22 июня - начало кровавой бойни. "АиФ" продолжает акцию "Чистая память", вручая гильзы с землей с Мамаева кургана тем людям, кто заботится о сбережении памяти об участниках ВОВ.

В жаркий июньский день мы приехали в Республику Северная Осетия-Алания. Именно здесь, под столицей, тогда еще г. Орджоникидзе, был окончательно похоронен план врага "Эдельвейс" по захвату Кавказа и прорыву гитлеровцев на восток.

Маленький Сталинград

Первая ключевая битва после победы под Москвой, длившаяся свыше 4 месяцев и во многом определившая последующий успех под Сталинградом, была в районе Владикавказа. Ее так и прозвали - "маленький Сталинград". Бойцы разных национальностей стояли насмерть, не пуская немцев на Грозный и Баку, иначе бы страна осталась без нефти. Ожесточенные бои шли на земле и в воздухе. Небо над Осетией обороняла 4-я воздушная армия. За 3 месяца боев погибло около 350 наших летчиков, было потеряно более ста самолетов. Советские пилоты совершили здесь 4 тарана и четырежды повторили подвиг Гастелло.

Среди погибших отважных советских летчиков многие считались пропавшими без вести. И сквозь толщу времени, казалось бы, найти их сейчас уже фактически невозможно. Но Сергей Порошин решил сделать невозможное возможным и 10 лет назад организовал поисковую организацию "Мемориал-Авиа" из энтузиастов. Не умаляя подвиг танкистов, пехотинцев, поисковики решили акцентировать свою деятельность на поиске и извлечении боевых самолетов времен Великой Отечественной, установлении личностей летчиков и розыске их родных. Все делается на собственные средства. За 10 лет поднято 10 самолетов, установлены фамилии всех погибших летчиков, найденные останки захоронены.

Поисковиками могут быть самые настойчивые, неравнодушные, терпеливые люди. Именно таким неординарным человеком оказался предприниматель, а ныне до глубины души поисковик Станислав Дзебоев (на фото).

Родом Станислав Сергеевич из Моздокского района. С ранних лет в своем доме он слышал рассказы фронтовиков о событиях недавнего прошлого. Будучи еще школьником, дал себе слово - обязательно увековечить подвиг отцов и дедов.

В 2009 году, 7 мая, в селе Веселом был открыт памятник, возведенный на его средства. Мемориал увековечил имена ушедших на войну из трех соседних сел: Веселое, Комарово и Новогеоргиевское. "Четыре плиты - это фамилии погибших (166 человек), пятая начинается со слов "С победой вернулись домой", и таких 208. Неправильно ждать кончины человека, чтобы увековечить его имя. Мы говорили с ветеранами, и они выразили согласие с нашей идеей. Семь человек, призванные на фронт с Веселого и попавшие в один гвардейский минометный полк, вернулись с фронта и прожили до глубокой старости, только мой дядя, увы, умер через 3 недели после демобилизации". По крупицам братья Дзебоевы при поддержке сельсовета собирали сведения для мемориала. На плитах специально оставили место для тех, о ком еще пока ничего не известно. И уже новые планы в голове у Дзебоева: "Есть семьи, где по пять-семь братьев ушли на фронт, но никто из них не вернулся! Каково матери, получившей семь похоронок? К следующему 9 Мая считаю своим святым долгом возвести монумент Матери".

Без вести не пропали

Недавно судьба свела Порошина и Дзебоева. Увидев, какой благородный труд ведет "Мемориал-Авиа", бизнесмен львиную долю времени уделяет поисковой работе. Особенно его вдохновила история с найденным бомбардировщиком ПЕ-2 в Ирафском районе в 2005 году, сбитым в 42-м над Дигорским ущельем. Был установлен только его бортовой N 19114. В архивах установили и имена двух летчиков, чьи останки сохранились: стрелок-радист Николай Циркунов и пилот Николай Медведевских. Если родных первого Коли удалось отыскать быстро, то по второму в 40 мест делались безрезультатные запросы. Поисковики отчаялись, но помогла программа "Жди меня". И в Осетию прилетели родные из Украины и Свердловской области, чтобы забрать и развеять частичку земли с могилы героев над родной местностью. В Свято-Георгиевском соборе прошла панихида, а урну с прахом летчиков захоронили с военными почестями в 15 км от Владикавказа. "То, что делают осетинские поисковики - уникально, им приходится работать под селями и лавинами. Это большое дело для памяти человеческой. И еще это память единения народов", - сказал благодарный потомок, названный в честь дяди и уже не чаявший получить о нем весточку.

Ну а Станислав Дзебоев, узнав, что в р. Терек, под его родным Моздоком, покоится бомбардировщик, в котором могут находиться останки четырех советских летчиков, тут же органично влился в поисковую группу и, по его признанию, "уже ни о чем другом не может думать". Несколько раз прошли со специальным оборудованием по реке и установили местонахождение воздушной машины. Работы по извлечению начались в феврале и будут продолжены в октябре, надо основательно подготовиться: там могли остаться бомбы.

Сколько еще летчиков, защищавших на изломе войны небо над Северной Осетией, покоится в горах, лесах и реках республики, известно одному Богу. Но пока есть такие люди, как Станислав Дзебоев, Сергей Порошин, их помощники, можно надеяться, что клеймо "без вести пропал" будет снято еще ни с одного защитника воздушных рубежей Кавказа, а память о них будет жить в сердцах благодарных потомков. И к этой теме "АиФ" еще вернется.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах