День казачки отметили на Ставрополье в конце минувшей недели.
Праздник новый, возрождающий традиции казачества, где из поколения в поколение сохраняли уважительное отношение к матери-казачке, верной жене, защитнице домашнего очага. Своим отношением к новой памятной дате с читателями "АиФ-СК" поделилась Тамара Лобова, член Союза писателей России, автор книг о казачестве.
Истребляли семьями...
- То, что о женщине-казачке, ее горькой судьбине вспомнили, дело, безусловно, хорошее. Но вот дату - 4 декабря, выбрали неудачно. Связывают ее с успешным отражением нападения на станицу Наурскую, но было-то оно летом, 11 июня. Казаки - люди исконно верующие, а день праздника пришелся на Великий пост. Разве ж казакам допустимо в пост петь и плясать?
В нашем календаре достаточно значимых дат, связанных с казачьей доблестью, и в июле, и в сентябре. Почему именно на декабрьской остановились? Да и сам праздник - он не такой уж и радостный, слишком много страданий выпало на долю казачек. Истребляли нас семьями, станицами. В нашей семье из семерых детей четверо умерли в ссылке в Таджикистане, куда отправили из ст. Суворовской. Как уродовали, истязали казачек - непокорных, сильных духом, стойких женщин. Какова веками была их доля? Десятилетиями не видели мужей, служивших Отечеству, растили детей, ходили за стариками и защитить могли свой очаг с оружием в руках. Такие станицы, как Наурская, есть на Юге России - казачки повсюду стояли за свой кров, за своих детей. Годы ХХ века стали для казачества страшным испытанием. Я много лет собираю истории казачьих судеб, из которых складывается жуткая картина истребления. Когда-то митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон сказал мне: "Пиши о казачках", и я выполняю его завет.
Тяжелая ноша
В моей книге - свидетельства тех, кто пережил годы гонений, кто своими глазами видел горе. Зинаида Степановна из ст. Кисловодской схоронила всех детей в ссылке в Средней Азии. В другом конце страны, в Красноярском крае, подростки-погодки 14 и 15 лет рыли в промерзшей земле могилу для умершей мамы.
Оба были так истощены и измучены, что упали в яму и выбраться уже не смогли. Их так и нашли - всех троих в открытой могиле, двое мальчишек у тела матери. Только согреть их она уже не могла...
Мне рассказывали о "мертвом вагоне". Казачьи семьи везли в ссылку, по дороге напоили гнилой водой, и когда вагон прибыл в пункт назначения в Казахстане, в нем не было живых. Только полуторагодовалый ребенок ползал среди трупов, ползал молча - кричать он уже не мог. Эту станцию казаки назовут потом "проклятая Асаковка". И самая тяжелая ноша выпала на долю женщин. И они терпели и тянули, впрягаясь как лошади в любую упряжку.
Что дала нам провозглашенная строем идея о равноправии? Только работы больше на женщин перевалили, пахать на них стали больше. Отсюда и проблемы многие наши. А надо бы вернуть отношение к слабому полу, более возвышенное и уважительное. И День казачки иначе зазвучит. Страшные годы позади, забывать о них мы не имеем права, тем не менее, жизнь продолжается. И в ней - новая казачка, чтущая традиции и уверенная в завтрашнем дне.