Теракты в Москве и Кизляре изменили страну. Она уже не та, какой была еще пару недель назад, и вполне очевидно, что больше всего эти изменения коснутся именно Северного Кавказа.
Перемены уже чувствуются - в умонастроениях людей, в призывах и заявлениях. Пока сложно сказать, как ситуация будет развиваться в дальнейшем, но отправные точки для определенных действий уже существуют.
Жесткие ответы...
Направление этих действий обозначил на прошлой неделе Дмитрий Медведев в Махачкале на совещании с руководителями субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Первой среди пяти основных задач он назвал укрепление правоохранительных органов, МВД, ФСБ, судов. Кроме того, по словам президента, необходимо и дальше наносить острые "кинжальные" удары по террористам, уничтожать их и их пристанища; помогать тем, кто решил порвать с бандитами; заниматься экономикой и социальной сферой, образованием, культурой, гуманитарными программами; укреплять нравственную и духовную составляющие, помогать духовным лидерам.
Президент заявил, что антитеррористические методы должны стать более жесткими, но при этом подчеркнул, что на Северном Кавказе живут такие же граждане России, подавляющее большинство из которых приличные люди, поэтому их оскорбление и раскол в обществе недопустимы.
На этом же совещании Александр Хлопонин представил региональным лидерам нового руководителя структур МВД в Северо-Кавказском федеральном округе. Им стал генерал-полковник Евгений Лазебин.
... и неприятные вопросы
Слова и назначения - это, конечно, хорошо. Однако, как водится, между ними и реальными мерами может оказаться слишком долгий путь. И это служит поводом для множества вопросов.
Прежде всего, конечно, вызывает некоторое недоумение фраза о более жестких методах борьбы с терроризмом. Таким образом, следует, что до этого меры были недостаточно жесткие и именно из-за этого стали возможны теракты в Москве и Кизляре. Понесет ли кто-нибудь ответственность за это? Какие будут сделаны выводы, и как будет выглядеть это "ужесточение"?
Рецепт стабилизации ситуации в регионе, предложенный Медведевым на совещании, по своей сути мало чем отличается от тех задач, что были поставлены перед руководством вновь образованного СКФО. Означает ли это, что за эти месяцы ничего не было сделано?
Говоря об усилении правоохранительных органов в регионе, президент ни словом не обмолвился о проведении коренных реформ в этой сфере. А ведь в рамках всей страны давно очевидна необходимость таких преобразований, так как причина низкой эффективности силовиков именно в непрозрачности и коррумпированности системы. Интересно, как усиление будет соотноситься с преобразованиями? Или о последних можно забыть на неопределенное время?
И наконец, проблема межнациональных отношений. Специалистам в этой области отчетливо ясно, что одними словами о дружбе между народами и укреплением духовной составляющей ничего не добиться. Совершенные теракты, кроме смертей и горя, принесли и другие страшные плоды. Это страх, недоверие и ненависть. И чтобы исправить положение, нужна кропотливая, тяжелая работа, которая растянется не на один год. Готова ли власть поддерживать профессионалов в этой сфере или, как и прежде, предпочтет ограничиться словами и пиар-акциями?
Все эти вопросы требуют детального рассмотрения, что мы и постараемся сделать с привлечением авторитетных экспертов в одном из ближайших выпусков "АиФ - Северный Кавказ".