Бывший прокурор Невинномысска, отдавший важнейшему надзорному и следственному органу 30 лет жизни, Владислав Крымский уже более пяти лет на пенсии.
За это время произошли значительные изменения, в частности, внутри прокуратуры появился Следственный комитет.
В День работника прокуратуры мы беседуем с Владиславом Болиславовичем о проблемах государственной структуры.
Защита от несправедливости
- Сегодня в прокуратуре работать не менее почетно, чем это было во времена вашей юности. Что вас привело в это ведомство?
- Обостренное чувство справедливости. И во всей своей дальнейшей жизни я старался не изменять ему. Поэтому я не приемлю расхожие дилетантские суждения о том, что прокуратура - исключительно карательный орган. Естественно, борьба с преступностью, с нарушениями и нарушителями законов и законности являлась важнейшей функцией органов прокуратуры. Но именно этим, в первую очередь, защищались и восстанавливались попранные права обиженных, униженных и беззащитных. А сколько тысяч и тысяч простых граждан искали и находили в прокуратуре защиту от несправедливости, бюрократизма и притеснений. И я горжусь тем, что мы это делали, и мне не стыдно смотреть в глаза людям.
- Что из вашей многолетней деятельности запомнилось?
- Когда я впервые пришел на работу на должность следователя в прокуратуру г.Элисты, мне в первые два дня передали в производство 5 сложных дел о тяжких преступлениях, при том уже "подпорченных" предшественником. И ни слова совета или поддержки. Это была проверка. Мне помог уже имевшийся тогда кое-какой жизненный опыт. Я справился. Но я и понял тогда, насколько важно оказать помощь молодому специалисту, следователю или помощнику прокурора, только окунувшемуся в водоворот прокурорских дел, особенно если он ничего не видел, кроме школьной и студенческой скамьи. Поэтому оказать помощь новоиспеченному специалисту, помочь твердо стать на ноги, почувствовать уверенность в себе, заставить чтить закон, уметь его толковать, правильно и грамотно составлять процессуальные документы считал святой обязанностью прокурора. Не все и не всем это нравилось, но зато всем потом оказалось нужным в дальнейшей работе.
Запомнилась ликвидация банды Сажина, Гайдыша и Руденко в 70-х годах. 12 убийств совершили эти подонки на Ставрополье, в Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Тогда мы работали бок о бок со знаменитым следователем Прокуратуры СССР Владимиром Ладейщиковым. Я и сейчас с ним переписываюсь.
Держать под контролем
- Как вы относитесь к образованию Следственного комитета? Многие полагают, что он значительно разгрузил прокуратуру...
- С одной стороны, с прокурорских работников сняли самую тяжелую работу, ведь расследование уголовных дел всегда было труднейшим и ответственнейшим делом. Но, по моему личному убеждению, прокуратура при этом потеряла возможность контролировать процесс расследования дел. Поэтому я бы лично ничего не менял.
- Не могу не спросить вас о коррупции. Как ветеран прокуратуры, вы наверняка имеете свой "рецепт" борьбы с этим злом...
- Один из аспектов - пресечение, ликвидация условий для дачи взяток. Для этого необходимо, во-первых, обеспечить социальные условия для населения и, во-вторых, исключить те бюрократические препоны, понуждающие людей к даче взятки для законного решения своих вопросов, реализации прав. В этом важную роль играет подбор кадров во всех уровнях государственных структур.