Имя Александра Ростова в Ставрополе знакомо даже тем, кто весьма далек от культурной жизни краевой столицы, а уж для истинных театралов - это настоящий символ неуемной творческой энергии и актерского мастерства. Заслуженный артист России, ведущий актер Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, обладатель множества престижных званий и наград и просто любимец ставропольской публики Александр Ростов совсем недавно отметил свое 50-летие. Достойным подарком к юбилею стало признание его заслуг местными журналистами: в конце весны на ставшем уже традиционным Бале прессы ему были отданы "Предпочтения ставропольской прессы" и вручена статуэтка в номинации персона "Культура".
О том, что значит для него эта награда и о непростой сущности актерского ремесла, сегодняшний разговор с мастером ставропольской сцены.
- Итак, Александр Владимирович, по оценке местного журналистского сообщества, вы достойны называться человеком года в номинации "Культура". Насколько важно для вас такое признание?
- Год назад я был ведущим церемонии первого Бала ставропольской прессы. Тогда, если честно, я сильно, правда, по-доброму завидовал всем тем людям, которые номинировались и получали награды. Ведь если независимые журналисты признают заслуги какого-нибудь чиновника, политика - значит, что он действительно достоин этого. Но что касается культуры, искусства, здесь все гораздо сложнее. Здесь главную роль играют отдельные личностные ощущения. И когда эти пристрастия, симпатии, уважение к одному человеку совпадают - это очень дорогого стоит. Мне, безусловно, очень приятно и почетно удостоиться такого внимания. Но это даже не главное. За одно то, что меня поставили в один ряд с такими уважаемыми людьми, как Павел Гречишкин и Даниил Осиновский, я безмерно благодарен журналистам.
- У вас немало других регалий и наград. Интересно, с годами меняется отношение к подобным знакам внимания?
- Да, со временем понимаешь, что не в этом суть. У меня даже крепнет убеждение, что все звания у артистов стоило бы отменить. Потому что самолюбие, тщеславие, которые они порою взращивают, не имеют никакого отношения к актерскому мастерству. Ни с чем не сравнимое ощущение, когда ты полностью погружаешься в роль, и в тебе рождается новый человек. И энергия этого рождения заставляет зрителя остановиться именно на тебе. На твоем спектакле, на твоем театре. И это осознание мастерства, осознание рождения чего-то внутри и есть высшее наслаждение. А наградят тебя или нет - после этого не столь уж и важно.
- 50 лет - серьезная веха в жизни любого человека. Приходилось ли вам подводить некие промежуточные итоги, оценивать, что удалось сделать за эти годы, а что пока нет?
- Когда серьезно подходишь к этому вопросу и пытаешься что-то реально подсчитать - ничего не получается. Ведь, с одной стороны, у меня нет ни дачи, ни шикарной машины. По российским интеллигентским меркам - рядовая квартира. Нет каких-то выдающихся достижений и регалий. Есть только призвание. А с другой стороны, понимаешь: все, что тобою было сделано в жизни, - не зря.
Когда смотришь на свою замечательную дочь, на счастливые глаза зрителей после спектакля, на своих друзей, которых немного, но которые все-таки есть в твоей жизни, на мать, с удовольствием оценивающую то, что ты делаешь, Когда ты смотришь на себя и видишь, что ты не испортился, не потяжелел, не изверился, не стал циничным занудой, агрессивным зверем или спившимся негодяем.
- Могли бы вы сейчас выделить самые важные, ключевые моменты в жизни, в большей степени повлиявшие на вашу судьбу?..
- В жизни вообще есть только две важные вещи - рождение и смерть, причем в самом широком понимании этих слов. Остальное все лишь ее наполнение, бытовой ряд.
Первый действительно важный эпизод моей жизни - это зарождение во мне острого желания публичности. Оно родилось на семейных праздниках, когда нас с сестрой - маленьких детей - просили выступать перед гостями нашей семьи. Мы втягивались в этот процесс и хотя бы ненадолго чувствовали себя центром внимания. И это очень сильно радовало и будоражило детскую душу. Именно оттуда происходят истоки сильного желания посвятить себя публичной профессии.
Второй важный момент - это музыкальная школа, которая меня, провинциального мальчика с рабочей окраины, сделала немного интеллигентнее. Здесь начинала зарождаться моя личность. Я занимался в музыкальной школе с очень интересными и светлыми людьми, которые во многом повлияли на мое будущее.
Ну и, конечно, стоит отметить рождение моей семьи - мою встречу с будущей женой Наташей, рождение дочери Насти, рождение желания приехать в Ставрополь и остаться здесь работать. По-своему значимо для меня рождение каждой яркой роли, образа, что неразрывно связано с именами таких режиссеров, как Валентин Бирюков, Виктор Симакин, Борис Соловьев, Алексей Малышев.
- А насколько ваши роли влияют на жизнь за сценой?
- В жизни артиста все взаимосвязано. Все, что ты выплескиваешь со сцены в зрительный зал, приходится искать внутри себя и извлекать наружу, иногда с огромным трудом. Поэтому в процессе подготовки к спектаклю создается насыщенная, нервная атмосфера, среда, из которой должно что-то вызреть, бурлит. Она особенно взрывоопасная, когда подолгу не получается роль. Причем если ты играешь злодея, ты сам начинаешь мыслить такими категориями, эту маску, эту суть примерять на себя.
- Домашние понимают вас в таких ситуациях?
- Они самые близкие для меня люди, с которыми прожиты долгие годы. А без полнейшего взаимопонимания это вряд ли было бы возможно. С того момента, как ты вставляешь ключ в замочную скважину, они чувствуют, в каком ты настроении, угадывают твое состояние по оттенкам интонации беглого телефонного разговора после спектакля. И даже когда ты внутренне зациклен и со стороны можешь выглядеть нетактичным, невежливым и непостоянным, они не теряют веры в тебя. Это, наверное, самое ценное в жизни.
- А не мешает умение вживаться в различные роли быть искренним вне сцены?
- Фальшь - она вообще губительна для артиста. Острое ощущение человеческой боли, острое желание человеческой радости, глубинное понимание человека во всех его грехах и недостатках, которые приходят с опытом, заставляют по-другому смотреть на вещи, на взаимоотношения между людьми. И лицемерию здесь не может быть места.
Искренность, заразительность, умение общаться и понять человека - вот главные черты настоящего актера, а не способность управлять мимикой лица и убедительно врать в глаза.
- Каким вы видите свое будущее? Что бы вам хотелось в нем видеть и чего не хотелось бы ни в коем случае?
- Как и любому актеру, мне хотелось бы оставаться как можно дольше в хорошей форме, быть легким, энергичным и неуспокоенным. Одним словом - живым. И, конечно, быть востребованным. Пока мне это удается. И еще, что, наверное, самое важное - не терять главных людей в своей жизни. Приобрести я уже, наверное, не смогу - возраст не тот, а вот не терять очень бы хотелось.