Студия искусств родилась в Ингушетии 7 лет назад. На Северном Кавказе наверное нет такого детского учреждения на государственных рельсах, где мальчишек и девчонок учат играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и… снимать кино. Сначала здесь придумали ингушский «Ералаш», а после замахнулись на сериал – первый молодёжный. И справились. Ценой своих нервов, искупавшись в море нападок, злобной подчас критики и едва не лишившись главного – доброй воли. Энтузиазм имеет свойство заканчиваться, но они держатся – без поддержки и финансирования – вопреки всему. Что значит на Кавказе искусство и почему Музы здесь не молчат, в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» рассказала основатель и руководитель Студии искусств Зара Долакова.
Зара Мухтаровна Долакова родилась в г.Грозный…, окончила Ростовскую консерваторию им. Рахманинова по классу фортепиано, кандидат психологических наук, заслуженный работник культуры и заслуженный деятель культуры РИ. Автор научных статей и монографии «Динамика ролевой структуры традиционной семьи в условиях межэтнических конфликтов».
Моцарт из Ингушетии
- Зара Мухтаровна, ваши воспитанники часто выступают на всевозможных конкурсах, в том числе за границей. Меняется ли сегодня отношение к Кавказу?
- Когда в 2005-м году мы впервые выехали за рубеж, сколько удивления было у принимающей стороны! Нас всё время спрашивали – у вас же такое творится, война, а вы на фортепиано играете? И школа искусств работает? У людей был шок, не верили. А мы только открылись, только начали готовить детей. Тот первый конкурс был в Италии, сегодня нас приглашают уже как представителей состоявшейся школы, ждут от наших детей высоких результатов, относятся с уважением. Говорят, мы его заслужили. Отношения складываются очень тёплые, родственные даже. Детям не важно – откуда ты приехал, стреляют там или нет. Ребёнок ищет общения с теми, кто ему интересен, независимо из какой ты страны. Музыка объединяет, стирает преграды. Мы стараемся на конкурсы выезжать чаще, в этом году правда не очень получается, финансирования не хватает. А стимул от поездок огромный – встречают друзей, начинают учить иностранные языки, с большей отдачей занимаются. А за рубежом интересуются успехами наших ребят, кто куда поступил, какие творческие планы. Наших детей запоминают, отмечают рост, мастерство. Это ли не показатель того, сколько у нас в регионе талантов! Это заявка и небеспочвенная на то, что академическое искусство Кавказу не чуждо, дети наши осваивают сложные программы и вполне конкурентоспособны. Николина Парагульгова и Марета Оздоева стали лучшими пианистками на фортепианном конкурсе «Салют, Париж!», а в Ростове-на-Дону Николина заняла 2 место на конкурсе юных композиторов. Ей всего 10 лет, это уникальный ребёнок, она такое выражает в музыке! Детские фантазии звучат, словно мультфильм смотришь. Председатель Союза композиторов Ю.Б. Машин назвал нашу девочку Моцартом. Сказал, дальше зависит только от нас – что мы сделаем с этим талантом. А для развития нужны средства. Очень хочется помочь замечательным родителям Николины, которые дорожат талантом своей дочери, справиться с материальными трудностями, которые возникают на пути профессионального развития Николины. (Приходится часто выезжать на мастер классы в Ростов на Дону, на конкурсы.) Им бы помочь, поддержать.
На уровне государства обещают больше внимания уделять развитию культуры, мы в республике пока ощутили обратное – к примеру, снижение зарплаты… Делаем всё, что в наших силах, ведь такие дети – это как раз то, что меняет отношение к нашей республике, к стране. Таланту грех не помочь, бездарности, как говорят, пробьются сами.
В финале - белый рояль
- «АиФ-СК» не раз рассказывал о сериале «История одного класса». Одна попытка снять кино собственными силами чего стоит! Решиться заявить о себе в таком формате – смелый шаг, который будет осмыслен нескоро. В любом случае, в историю культуры Ингушетии «История одного класса» уже вошла.
- Фильм расколол республику. Столько споров, столько эмоций. Даже фан-клубов появилось целых два – «За» и «Против». Сериал молодёжный, а подключались и дети, и взрослые. Причём критика чаще не была конструктивной, напротив – агрессивная, негативная. Злобно критиковать, вальяжно развалившись на диване изображать великих знатоков кино и молодёжной психологии, гораздо проще. А встать с дивана и начать что-то делать – такое и в голову не приходит. Добрых слов, поддержки и понимания тоже звучало немало, за что спасибо нашим зрителям. Главное, равнодушных не осталось, вся республика была вовлечена в обсуждение. Мы не претендуем на звание мастеров кино, но занять и увлечь молодых мы смогли. Причём без всякой финансовой поддержки, на одном энтузиазме. Творческим людям собственно важнее реализовать свой талант, свои идеи, но это не значит, что художник должен быть голодным. Да, нас упрекали, что менталитет мы показали неверно. Мальчику нравится девочка, девочке симпатичен мальчик – какой в том криминал? Никакой речи на потерю приличий. Кино ведь не делится географически – молодёжь везде молодёжь. Влюбляется, учится, спорит, ищет свой путь. Да, у нас на Кавказе – свой колорит, свои обычаи, традиции. Но сути это не меняет! Многие же зрители оказались не готовы увидеть себя со стороны, признать, что республика развивается, что развивается наше общество. И негативная реакция, неприятие – однозначно показатель того, что попали в точку. Сравнивали фильм с разными современными картинами, забывая, что в искусстве одну и ту же тему, схожие истории подают в десятках интерпретаций. Нашу попытку называли и прогрессивным шагом, видели в том желание показать сегодняшний день самой молодой республики России.
Спасибо поддержал нас глава республики. Юнус-Бек Евкуров приезжал к нам, смотрел сериал, признался, что пересматривал его несколько раз, пытаясь найти то неприличное, нементальное, в чём нас обвиняли. Не нашёл. Подарил Студии 2 профессиональных кинокамеры. А мы подготовили для него концерт. Услышав нашу Николину, Евкуров пообещал подарить ей белый рояль. С именной дарственной табличкой…
Причёску под главную героиню
- Так может кино Кавказу и не нужно снимать, не наш это вид искусства. Танцы – и хватит нам, людям с гор…
- А таланты куда? Как это не наш вид – наш и точка. Не скрою, после волны нападок энтузиазма не прибавилось, скорее наоборот. Дети, которых мы нашли, открыли, так сроднились, такие близкие люди теперь. Они приходят в Студию, ждут продолжения. Мы в ответе за них, они прикоснулись к творчеству, хотят расти, учиться, открывать новое. Столько молодёжи увлекли, столько людей разбудили! Неприятие порой выглядело даже забавно – одна девочка в Интернете так возмущалась, что старшеклассницы и студентки делают себе причёски, как у главной героини нашего мини-сериала. Так было во все времена – очень многие хотят что-то повторить за своими любимыми персонажами книг, фильмов. И причёска, согласитесь, не самое плохое. Полмира в своё время то кудри накручивало, то «бабетту», то повально осветляло волосы. Некоторые «критики», особенно из молодых иной раз поражали нас узостью взглядов и оценок. Мы подогрели интерес к кино, знаю, сегодня в Ингушетии есть люди, думающие о съёмках, в других регионах СКФО начали снимать свои картины. Мы заставили людей задуматься, всколыхнули общество. Конечно, очень переживали каждый выпад, творческие люди очень ранимы. Но наша съёмочная группа всё-таки состоялась – вопреки всему. Фатима Ахкильгова – она и актриса великолепная, а здесь профессионально заявила о себе как режиссёр. Талантище - она и диалоги писала, выстраивала мизансцены, была и за гримёра и за костюмера. Много было желающих помочь, актёры наши юные так старались, операторы, монтажёры – какие молодцы. А музыка – уже на следующий день после первого показа фильма по ТВ в мобильных звучали рингтоны из музыки к картине.
Пиратство как символ успеха
- Так это возможность как-то затраты компенсировать?
- Я вам больше скажу – фильм несколько раз по просьбам зрителей показал местный телеканал «Небисет». После первой же трансляции в продаже появились диски. Мои родные, не дождавшись, когда я принесу им посмотреть кино, купили с рук. Мы на этом ничего не зарабатываем, но я, честно говоря, думаю, что пусть хоть кто-то заработает деньги на искусстве. Что говорить, это чаще всего совсем не авторы, вложившие своё сердце. Для нас это был пробный шар, многому научивший, давший открытия самого разного плана. Искусство – хрупкий, тонкий предмет, раздавить не стоит труда, но с другой стороны – это мощное оружие, вызывающее такой эмоциональный накал! Оно во все времена поднимало развивало людей, поднимало дух. В Великую Отечественную актёры, музыканты были на передовой – вдохновляли своим творчеством, вселяли надежду, укрепляли веру в свои силы. Шопен говорил «Когда грохочут пушки, Музы молчат». Не совсем так получается. У нас на Кавказе искусство – тот голос, который слышат все. Но не все прислушиваются. Когда человек начинает интересоваться культурой, заниматься любым видом искусства, он меняется. Уходит агрессия, снижается влияние нездоровой среды. Есть все шансы стать лучше. И здесь остро стоит вопрос невовлечения детей в культуру. Это опасно. Ребёнок должен как можно больше соприкасаться с прекрасным. Талант – цветок. Его нужно поливать, подпитывать витаминами, любить каждый лепесток. Забывать о том – преступно. По отношению к будущим поколениям…