Примерное время чтения: 6 минут
521

Фатима Ахкильгова: «Кавказской молодежи не хватает общения»

АиФ-СК №36 07/09/2011

Сваха Фекла Ивановна в гоголевской «Женитьбе», мать Зору в постановке «Из тьмы веков» ингушского классика Базоркина, жена министра Матильда в «Искушении». А еще – режиссер первого на Юге России молодежного сериала «История одного класса» о реальной жизни ингушских школьников. И любимый педагог сотен мальчишек и девчонок Ин-

гушетии. О том, в чем нуждается молодежь республики и как развивать культуру на Северном Кавказе, Фатима

рассказала в эксклюзивном интервью «АиФ-СК».

Семейный оркестр

- Фатима, откуда у вас такая преданность театру, такая тяга к искусству?

- Я из музыкальной семьи – мама играет на гармошке, практически все мои родственники - дяди, тети владеют самыми разными музыкальными инструментами. На школьных праздниках, помню, обязательно выступала – и стихи читала, и сценки разыгрывала. Училась я в мединституте, а на каникулах увидела по ТВ объявление о наборе в Щукинское

училище. Прошла два тура, а на этюдах «застряла». Расстроилась жутко. А спустя несколько дней узнала, что меня взяли. И я поехала учиться в Москву, на курс Владимира Поглазова. Нас было 16 человек, юношей и девушек из Ингушетии, призванных получить образование, вернуться и развивать культуру родной республики.

- Неужели не хотелось остаться в столице? Не верю.

- Я очень тоскую по Москве, по своей любимой «Щуке». Когда был выпуск, обошла все училище, готова была стены целовать! А спустя время узнала, что режиссер театра Моссовета после нашего дипломного спектакля выбрал Ахмеда Льянова, Мусу Чахкиева и меня. Предложение было готово для нас, он сказал: актеров с таким темпераментом у меня нет». Но Поглазов не смог отпустить, творческие кадры-то для республики готовились. Он считал, что не имеет права. Когда через несколько лет Поглазов приехал в Назрань ставить спектакль у нас и увидел, в каких условиях мы, его студенты, работаем, ужаснулся. И попросил у нас прощения. Тогда только мы узнали, что нас приглашали в известный

московский театр. Но сейчас-то что об этом говорить? Мы вернулись в Ингушетию и создали свой театр. Мы, 10 выпускников «Щуки». Трудно, сложно, без поддержки. В одном здании ютятся три театра – юного зрителя, «ЗОХК» и мы, «Современник». На всех – один гримерный стол. В прошлом году был пожар, сгорели декорации. У ТЮЗа – практически все. Восстанавливаем потихоньку. Но спектакли ставим и на гастроли выезжаем, что очень ценно – есть возможность показать себя, поучиться у коллег из других регионов.

- Тема развития культуры на Северном Кавказе сегодня одна из самых обсуждаемых. А действия какие-то есть? Что бы вы сделали в качестве министра культуры РИ?

- Вот мы сериал снимаем – вроде ничего особенного, ничего сверхъестественного. Как по-разному восприняли его люди! Одни искали не достатки, а другие – поддерживали. Директор «Студии искусств», на базе которой снимается сериал, Зара Долакова, сколько порогов обила! Чиновники не торопятся нам помогать вовсе. Они многого не видят или не хотят видеть из своих кабинетов.

В самих учреждениях культуры необходимы перемены – педагоги нужны по сценической речи, по актерскому мастерству. Плотная работа с филармоническими коллективами. Если б я была министром? Отвечу. В первую очередь необходимо повышать уровень общей культуры. Народ у нас очень талантливый, но у людей нет возможности проявить себя, реализовать этот потенциал. Проблема еще и в том, что мало таких мест, где молодые могут собираться, общаться, делиться своими взглядами. Мы в сериал ребят набрали с улицы. Они сложно притирались, косились друг на друга. А сегодня это одна команда. Молодежи не хватает общения. Подросткам сложно выговориться, и я стараюсь помочь им разобраться в от-ношениях с друзьями, подругами.

Ингушский стиль

- Видимо, темперамент помогает выстоять сегодня? Не сдаваться, руки не опускать. Или что-то другое?

- Внутри еще живет студенчество, есть энергия, чувствую, что пока есть огонь. А темперамент – да. В училище я все время носилась, летала. На занятиях мы и фехтовать учились, так преподаватель просил: «Убедительно прошу, только не в глаз и не в сердце». А держаться и зрители помогают. У нас года три назад был в театре ремонт. Но спектакли все равно шли. Приносили табуретки какие-то, чтоб было на что сесть. Привела детей учительница из лицея, им по программе Гоголь нужен был. Увидев нашу неустроенность, попросила больше не приглашать. А после спектакля пришла за кулисы со слезами – благодарить: «Мы забыли, на чем и как сидели». Что бы ни говорили, людям театр нужен. НУЖЕН. Я, бывает, жалуюсь, бурчу. От усталости. Муж говорит – бросай. Но без работы не могу...

- Ингушский «Современник» живет, как выясняется, в полевых условиях… Может, прав супруг?

- Что вы! Я очень люблю наш коллектив. Как бы ни спорили, все равно мы – единое целое. А с Адамом мы в театре познакомились. Сегодня у нас два сына – Магомед и Алисхан, 10 и 9 лет. Муж меня поддерживает, это большое дело, мы всегда рядом. Вместе ездили в Джейрах, где снимали сцены нашего сериала, там мальчик мой старший с горы сорвался – перелом со смещением. Со мной истерика была… Я и не знала, что у нас такие врачи замечательные – в «скорой» успокаивали сына, домчали в больницу, наложили гипс и мы назад поехали – снимать.

– Почему для съемок выбрали Джейрах?

- Пришлось перекраивать всю сюжетную линию – две наши юные актрисы вышли замуж, исполнитель главной роли Алхазур Костоев поступил в ГИТИС. А места съемок были разные - ездили по всей Ингушетии. В Джейрахе же решили снять выпускной – не в актовом зале, традиционно, скучновато, а в наших горах красоты потрясающей, где знаменитый башенный комплекс Эрзи. За кадром наших «горных сцен» будет звучать народная мелодия, которая, как мы планируем, перерастет в современные мотивы: у нас есть отчаянно талантливый парень, он пишет рэп, ингушский рэп. Мы дорожим историей, ценим традиции – кто мы без них? Но и вперед стоит смотреть увереннее, не застывать, расти во всем, глядя на наши башни, на наши горы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах