Досье: | |
---|---|
Геннадий Хазанов – киновед, член союза кинематографистов России и оргсекретарь краевого отделения Союза. Окончил факультет киноведения ВГИК. Публицист, лауреат краевой журналистской премии им. Германа Лопатина. Основатель и руководитель киноклуба «Разговоры о кино». |
Геннадий Хазанов – фигура в крае известная. Он открывает для молодежи мир кино. Настоящего. Того, что не покажут на большом экране из соображений рентабельности. При этом кино – лишь отправная точка, повод для разговора на гораздо более широкие темы.
Сегодня мы беседуем с ним о парадоксах отечественного кинематографа.
Всё перековеркано
– Геннадий Николаевич, предлагаю начать с традиционного, наверное, для вас вопроса. Вы окончили культовый киношный вуз. С кем-то из тех, кто стал реальной величиной, приходилось пересекаться?
– Из нашего курса таких уж звезд не вышло. Хотя талантливые ребята, конечно, были. Просто раскидало потом по всей стране. Из тех, с кем учился параллельно, – Еременко-младший, Лариса Удовиченко. Вообще это был курс «трех Наташ»: Белохвостиковой, Аринбасаровой и Бондарчук. Если хотите звезд, то в каком-то смысле моим учеником – не формально, но по жизни – был директор телеканала «Культура» Сергей Шумаков. На мой взгляд, единственного достойного телеканала в стране. Сережа учился в ставропольском строительном техникуме, должен был стать сантехником. Сошлись мы на теме кино. После армии я посоветовал ему поступать во ВГИК. Он отучился два года на экономическом факультете. Ему честно сказали: не твое, ты – киновед. Межфакультетский перевод тогда был невозможен. Он бросил. Поступил еще раз на киноведение и закончил его. Сейчас возглавляет «Культуру», четвертый год перестраивает его по своему усмотрению. По-моему, телеканал становится все лучше и лучше. Сейчас периодически созваниваемся. Кстати, он был продюсером нашумевшего фильма «Остров». Фактически придумал его и вытянул. Получил десять «Золотых орлов» за эту картину.
– Что определяет: станет студент ВГИКа звездой или нет?
– Удача и умение себя продать.
– Как вы относитесь к тому, что большие актеры сегодня «торгуют лицом» на ТВ: ведут ток-шоу для домохозяек, снимаются в сериалах или рекламе?
– Во всем мире телевидение – это трамплин для актеров кино. В кино большие деньги, большие возможности. У нас все наоборот. Актер, который снимается в сериале, за один съемочный день получает 76 тысяч рублей. Причем это данные четырехлетней давности. Потому человек, который прорвался в сериал, – он более чем обеспечен. Плюс узнаваемость. Народ в лицо знает «ворониных», «ментов» и т. д. И не знает настоящих актеров. Все перековеркано.
Нецарское дело
– Почему так произошло?
– В советское время была структура под названием «Кинопрокат», которая продвигала кино по всей стране. Вся производящая часть: студии, Союз кинематографистов, комитеты по делам кинематографии – жили на 20% от прокатных сборов. Остальные 80% шли в местные бюджеты. С начала перестройки и позже ни Горбачев, ни Ельцын, ни Путин этим вопросом не занимались. И упрекнуть их не в чем – не царское это дело. Тем временем «Кинопрокат» успешно развалили. Взамен мы получили кинорынок. Что это такое? Объясню на примере. Моя знакомая, долгое время руководившая кинотеатром «Салют» в Ставрополе, рассказывала: «Я покупаю фильм и должна получить определенную сумму сборов. Мне нужно обеспечить зарплаты сотрудникам, оплатить услуги ЖКХ и т. д. В сухом остатке должна остаться небольшая прибыль. В этих условиях я приезжаю на рынок с выбором: взять какие-нибудь «Яйца судьбы» или «Фауста» Александра Сокурова». И что в итоге? Она же не самоубийца, правда? «Фауста» она посмотрит дома на диске. А сотням людей покажет «Яйца». Вот ловушка, в которую мы попали. На одной из официальных встреч с Путиным Никита Михалков открыто заявил: 60% фильмов, которые снимаются в России, не доходят до зрителей.
– Есть выход?
– Что можно сделать реально? Во-первых, договориться с людьми, которые делают хорошее кино. Тот же Карен Шахназаров или Сергей Соловьев. Им же самим обидно, что их фильмы не видят люди. Предложить им за символическую плату демонстрировать их фильмы, скажем, в вузах. Тот же СКФУ – 33 тысячи студентов. Уверен, мы найдем 300 человек, которым это будет интересно.
Второе. Александр Сокуров организовал во Владикавказе свою творческую мастерскую. Это говорит о том, что он очень и очень заинтересован в кино. Давайте и мы выйдем на Сокурова. Пусть он раз в год приезжает поговорить со студентами. Общение с гениями, даже не приватное, даже в общем формате, меняет мозги. Идею воспитания молодежи путем встреч с гениями выдвинула ректор СКФУ Левитская. Мне кажется, мысль потрясающая, дело только за воплощением.
Цензура подвинется
– Что сегодня стоит смотреть?
– Честно говоря, выбираюсь в кино два-три раза в год. На что-то действительно стоящее. В основном, смотрю дома. Что стоит смотреть? «Кожа, в которой я живу» Альмадовара. «Белый тигр» Шахназарова. Стараюсь Диму Месхиева смотреть. Он очень интересный. Посмотрел «Ассу-2» Соловьева. Нормально. А вот его «Анна Каренина» разочаровала… В конце концов «Фауста» нужно смотреть. Плюс китайцы уже лет 30 снимают прекрасное кино.
– О чем снимают? У них же цензура!
– Не больше, чем у нас. В России цензура рубля. В Китае – политическая. Но вся цензура отметается, когда речь идет о фестивальном кино. Это вопрос престижа. Стране нужны награды серьезных фестивалей. Почему американцы вкладывают огромные деньги в фильмы, которые заведомо не смогут собрать кассу? Чтобы получить призы в Каннах, в Венеции. Взять хотя бы «Древо жизни». Картина очень недешевая. Терренс Малик готовил ее 30 лет. Ему же деньги дали. Потому что знали, это будет первый приз в Каннах.
– Кто же готов выбросить деньги на ветер?
– Почему на ветер? Вот представьте себе человека, очень богатого и влиятельного. У него есть все, что он может пожелать. Что ему нужно? Респект и уважуха. А в круг избранных – признанных интеллектуалов – его не принимают. Что делать? Профинансировав хороший фильм, можно войти в это сообщество. Ощущение признанности, поверьте, дорогого стоит.
– В последние годы в России начали снимать мультфильмы. Это хороший знак?
– Мультики – лакмусовая бумажка наличия идей. Хорошее мульткино вытащит за собой все остальное. Это же лаборатория. Роман можно уложить в несколько минут! Будьте уверены, скоро найдутся те, кто придумает, как это развернуть.