У заслуженной артистки РФ Елены Санаевой немало ролей в кино. Но зрители всех поколений безошибочно узнают в ней главную Лису Алису нашего кинематографа из "Приключений Буратино", где она блистательно сыграла вместе со своим мужем Роланом Быковым.
Этим летом Елена Всеволодовна была участницей кисловодского кинофорума "Золотой витязь". В конкурсном фильме "Новая старая сказка" она появилась как самая удивительная Баба Яга. Фильм режиссера Натальи Калашниковой получил серебряного "Витязя" в номинации "Фильмы для детей".
"Сын оказался въедливым..."
- Вы дебютировали в роли героини, а позже стали актрисой характерной. В этом многие усматривали влияние Ролана Быкова...
- Во-первых, хорошие педагоги актрису, которая годится на роли героические, драматические, проводят через роли комедийные и острохарактерные. Это обязательно...
Так случилось в кино, что женщины в основном снимаются лет до 40-45, а дальше - либо простои, либо роли мам, теток. В "Новой старой сказке" я сыграла очень хорошую роль, о которой мечтала бы каждая актриса, - Бабы Яги. Ролью своей я довольна - это был настоящий актерский пир.
- Можно надеяться, что детский кинематограф дождался, наконец, внимания?
- Должно быть больше денег для того, чтобы снять хороший детский фильм. На "Новую старую сказку" было очень мало средств. А сказка - очень дорогой жанр. Не бывает канарейка за копейку, чтобы пела и не ела. А мы так снимаем сегодня детские фильмы. Конечно, наша картина отличается от "Гарри Поттера" и "Властелина колец". Это простая, добрая сказка.
Ролан Антонович Быков положил три года жизни своей, чтобы пробить программу "Дети-Экран-Культура". Смотрите, что у нас есть в арсенале: читают Пушкина Смоктуновский, Юрский, Казаков. Это же прекрасно! Попадет ли подросток из глубинки на Мойку, увидит ли эти памятные пушкинские места? Вряд ли. Но благодаря этой программе их можно увидеть. Это то богатство, которое входит в душу. Литература - предмет душеобразующий. Это то, что лечит наши души.
- В конце октября на экраны вышел кинофильм Павла Санаева "Нулевой километр" с Вашим участием. Тяжело было у сына сниматься?
- Нет, совсем нетрудно. Единственное, что это редкий случай в жизни, когда я играла иногда по семь дублей. Чаще всего в моей практике было три дубля. Максимум четыре, и то в том случае, если ошиблись со светом либо микрофон попал в кадр. А Паша такой въедливый оказался. Правда, в результате он остался мной доволен.
Этот фильм про молодых людей - хороших, красивых, про их любовь, про их сложности. Нулевой километр - он проходит по Красной площади. Это то, с чего начинают многие, кто приезжает покорять Москву...
- Что изменилось, на Ваш взгляд, в работе кинематографистов?
- Раньше картины снимались долго. Сейчас мы переняли американскую манеру съемок: фильм снимается за 2 -2,5 месяца. По 12 часов, с получасовым перерывом. Тяжеловато, конечно. Снимали в столице и при наших пробках передвигаться, чтобы снять за день три объекта, было достаточно проблематично. Головоломное дело. Я видела по сыну, что он выкладывается максимально. Он что-то менял в своем сценарии, практически не спал. Это очень нелегкий хлеб. Не зря Михаил Ильич Ромм говорил, что по травматизму сердечной сумки режиссеры - одни из первых в мире.
И пригламуренность нашей жизни...
- Сегодня чаще говорят о коммерческом успехе фильмов, а о том, как они влияют на души людей - редко. Может, это временное явление в России? Или мы совсем очерствели?
- Не секрет, что очень хорошие картины, которые получают международное признание, в прокате ничего не собирают. Гениальная картина "Андрей Рублев" сегодня вряд ли сделала бы большие сборы. Вот каково растление наших душ и наших мозгов! Долбить по пять сериалов в день на каждом канале - кто это выдержит? А может нас специально зомбируют? И люди попадают в этот омут, в эту жвачку. Это безумно обидно. Конечно, есть выбор - можешь не включать телевизор. И многие сегодня так и поступают. И все-таки мне кажется, что во всех крупных городах должны быть кинотеатры повторного фильма. Не все хорошо смотреть на диске, что-то надо смотреть на большом экране, с хорошим объемным звуком. Мне было очень радостно узнать, что в Париже в течение многих лет в маленьком кинотеатре идет "Андрей Рублев"...
- Этот фильм занял свое место в мировом кинематографе. Но у нас, на родине картины, на родине Тарковского, ее действительно мало знают. Получается, французы больше дорожат нашей кинокультурой?
- Ну конечно! У нас много хороших старых фильмов. Да, в чем-то они были наивны, в чем-то конъюнктурны, но в них было очень много искренности. Много лет мы жили так: хватило бы 3-5 рублей до зарплаты, чистая сорочка на работу, а главным было Дело - то, чем ты живешь, что ты из себя представляешь.
Сегодня - другие принципы: всепобеждающая молитва золотому тельцу и пригламуренность нашей жизни... Как бы живем по западным образцам...
В столицах - "жлобские мозги"?
- Есть ли фильм на современном экране, который Вам дорог?
- "Деревенский фотограф" (победитель в номинации "Документальные фильмы"- Авт.). Я исплакалась вся, когда смотрела его. И звонила своему знакомому документалисту, чтобы узнать адрес режиссера и послать телеграмму или письмо: настолько я была восхищена этой работой, этим героем, этим человеком. Так же как фильм "Остров" запал в душу очень многим, так и эта картина достойна особенного внимания.
Я мечтаю, чтобы как можно больше людей увидело и этот фильм. Потому что герой - деревенский фотограф - напоминает нам, что совершенно неважно, где ты живешь. Преданность делу, совесть - вот что важно.
Эти бриллианты, эти россыпи народные, они есть у нас! Счастье, что "Золотой витязь" их собирает и показывает миру. Это прекрасно! И я в который раз убедилась, что в глухой дыре можно найти человека с абсолютно столичным мышлением. А людей с абсолютно провинциальными "жлобскими мозгами" - в Москве или в Питере.