Царица-амазонка
Елена Евдокимова, АиФ-СК: Жанна Назировна, исторические портреты Ивана IV и его жены-черкешенки неоднозначны, противоречивы. Почитаешь записки их современников, царь – убийца-самодур, Мария Темрюковна та ещё штучка была – в седле и стрельбе мужчинам не уступала, кавказская амазонка, не иначе, любовников меняла, веселилась изобретательно …
– Писали разное. Много всего перечитала, сходятся авторы чаще всего в одном – царица одна могла успокоить мужа, привести в состояние равновесия.
Я хотела показать женщину, несмотря на политический брак, полюбившую своего мужа, растворившуюся в нём. Она стремилась помочь ему преодолеть боль от предательства тех, кому Иван Грозный доверял. Ни на шаг не отходила, ездила с ним на богомолье, сопереживала ему, приняла его уклад жизни. Обыкновенная женщина, но думающая и волевая. Потеряла первого ребёнка и умерла, якобы от простуды, будучи беременна вторым. Скорее всего, её всё-таки отравили, что по тем временам было делом обычным… Как, приехав шестнадцатилетней в Москву-столицу, 8 лет продержалась она на русском престоле, когда вокруг было столько интриг, предательства, жестокости?
Жизнью своей связала Мария Темрюковна два народа. Она – национальная героиня, памятник ей установлен на главной площади Нальчика, которую так и называют – площадь Марии.
Контекст для образа
– Алексей Толстой писал пьесу в 1942 году, во время войны и разрухи, сегодня – время нагнетания межнациональных конфликтов, экстремизма, терроризма. И людей с Кавказа воспринимают в определённом контексте…
– Всё зависит от того, как подать. У нас в Кабардино-Балкарии санатории работают и люди едут – хотят отдыхать, есть желание смотреть наши спектакли. Мы на кабардинском играем, так зрители берут наушники и смотрят с переводом, часто подходят, благодарят.
На арабском Востоке что творится? Но в Египет едут, в Турцию – как к себе домой. А на Кавказ – боязно.
Не люблю говорить о политике, это не моё. Но в большей степени здесь играют роль стереотипы – мы становимся их заложниками, веря в то, что придумываем сами. Какими рисуют русских в американских боевиках? Шапка-ушанка, бутылка водки. А кавказцев в своей стране называют – «дикарями, спустившимися с гор». Сегодня этот образ ещё и с экстремистской окраской. Я после школы в Щукинское театральное училище поступила, целевой набор был для национальных театров. Так к нам подходили ребята из разных регионов страны и на полном серьёзе спрашивали: правда, что у вас на Кавказе все ходят с кинжалами и пьют кровь? Мы смеялись – как такую нелепость можно придумать? Это в середине 80-х было, так что образ человека с Кавказа и десятилетия назад был со шлейфом. Раз с Кавказа – дикие и кровожадные. Так и о русской царице Марии говорили…
Да, кавказцы не белые и пушистые. Но нельзя же по каким-то отдельным персонажам составлять представление о целом народе. Всегда найдутся люди, готовые в плохое верить, но немало и таких, кто не хочет этого делать. Надо всё-таки видеть друг в друге обычных, простых людей. Все хотят жить в мире и понимании.
Театру перевод не нужен
– В округе ставку в первую очередь делают на экономику, забывая о том, что «душа обязана трудиться»…
– Люди, как мне кажется, предпочитают не лезть в масштабные проекты, вести небольшие дела тихо, так надёжнее. Или держать деньги в чулке. От меня этот мир настолько далёк, порядок цифр фантастически несравнимый – складывать в сундук мне нечего: мои годовые заработки для кого-то дневная норма расходов. Тревожит другое: помните время ваучеров? Кто состояние сколотил, кто потерял последнее. Сегодня мы теряем гораздо большее. Отсутствие чуткости, духовности, безумные, опасные пробелы в образовании – причина катастрофического упадка культуры в обществе.
– 2014-й объявлен в России Годом культуры. Одни говорят – наконец-то обратили внимание на провальное состояние в этой сфере, другие не верят, что одним годом удастся сдвинуть ситуацию. Так можно ли что-то изменить?
– Я о себе скажу – пусть наш Нальчик маленький, нет такого количества проектов театральных, телевизионных, кинематографических, но мы ставим спектакли, выезжаем на гастроли, фестивали – очень важно увидеть, в какую сторону смотрят коллеги. Мне очень хочется, чтоб в КБР появился такой проект, какого нет нигде, закрутить что-то эдакое, чтобы люди заинтересовались, чтобы говорили о Кавказе не как о горячей точке, а о месте, где рождаются яркие культурные традиции. Умоляю, чтоб поставили у нас Чехова, сыграю всё, что дадут. На русском, на кабардинском – для величайшей драматургии не так важно. Я с удовольствием смотрю спектакли национальных театров, даже наушники с переводом не беру, наслаждаюсь на уровне мастерства исполнения, сценографии – это гораздо интереснее. Язык театра – он понятен и доступен, не лишайте себя такого счастья!