Примерное время чтения: 4 минуты
88

Новой школе - новых учителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1 01/01/2010

В стране запускается очередная педагогическая реформа.

"Наша новая школа" - так называется масштабный федеральный проект. Ставропольское региональное отделение Государственно-патриотического клуба в преддверии Нового года обсудило вопросы концепции образования, которая уже начала внедряться в школы.

На конференцию по вопросам образования собрались депутаты краевой Думы, ученые, педагоги, студенты. Отрадно, что равнодушных в зале не было: все выступающие с болью, но одновременно и с надеждой говорили об образовании.

Кто снимет шляпу?

Общее дискуссионное настроение задал руководитель отделения краевого отделения "Единой России", депутат Госдумы края Юрий Гонтарь, который напомнил всем, что модель очередной реформы предполагает пять основных составляющих: введение новых образовательных стандартов, подготовка талантливых детей, материальное и иное стимулирование учителей, ликвидация ветхих школ и здоровьесберегающие технологии.

- Я бы на первое место поставил заботу о здоровье детей и стимулирование учителей, - подчеркнул Юрий Гонтарь. - Мечтаю о том, чтобы перед учителем, как это было когда-то, снимали шляпу.

Владимир Нечаев, ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова, связь с которым осуществлялась в режиме видео-пресс-конференции, обратил внимание на то, что основная задача новой школы - воспитать активного человека, который умеет формировать свою жизненную позицию. Вот почему учитель должен быть прежде всего старшим товарищем, а не просто проводником знаний.

Но где же взять такого учителя? Старшее поколение педагогов работает по старинке и вряд ли уже перестроится. А молодые специалисты в школу идти не хотят.

Общее убеждение таково: пока учитель будет восприниматься учеником как неудачник, у которого тяжелая работа и низкая зарплата, авторитет школы и интерес к ней у ребят будет удручающе низким.

Как учить больного ученика?

Но вот проблема: у выпускников педвузов высокие запросы, а работать им зачастую приходится в обшарпанных школах, где на 1000 учеников порой всего три компьютера, и получать унизительное жалованье.

- Нашим учителям должны платить не меньше, чем в Германии. А там педагог получает несколько тысяч евро, - полагает в прошлом министр образования края, а ныне преподаватель Ставропольского института Дружбы народов Кавказа Алексей ШАБАЛДАС.

Говоря об учениках, участники конференции заострили внимание на двух важных вопросах: стимулировании одаренных детей и сбережении их здоровья.

Увы, пока наша школа не может похвастаться ни тем, ни другим.

- Общая заболеваемость детей до 14 лет выросла в последние годы на 16%, а 18-19-летних - на 18%, - такие удручающие цифры привела Валентина ВИШНЯКОВА, заслуженный учитель, зав-кафедрой филиала Московского государственного университета им. Шолохова в Ставрополе. - Не более 30% ребят способны полностью усваивать учебную программу. Так о каком современном образовании может идти речь, если наши дети больны?!

В нашей стране, по данным Валентины Федоровны, больше 10 тысяч школ не имеют спортивных залов, и только в тысяче с небольшим учебных заведений есть бассейны!

Оставляет желать лучшего оснащенность школ оборудованием. Возможно ли в таких "пещерных" условиях дать ребятам качественное образование?

Финансов на всех не хватает

Неожиданно острая дискуссия развернулась вокруг малокомплектных школ. Юрий Гонтарь полагает, что, если убрать из села школу, оно погибнет. Вот почему, справедливо считает депутат, "малокомплектки" должны быть сохранены.

- Когда я ездила в Москву на Всероссийский конкурс "Учитель года", вопрос этот был задан министру образования самым первым, - вспомнила Ирина ФОМЕНКО, выигравшая краевой конкурс педагогов. - Фурсенко же спросил, в свою очередь, нас: "А вы хотели бы, чтобы троих детей в школе учил один педагог, который одновременно преподает и химию, и физику, и математику? Вам хочется, чтобы ребята посещали школу, в которой нет наглядных пособий и нормальных условий для обучения?" Учителя не нашлись, что на это ответить...

Заочный ответ министру подготовили участники конференции: государство должно изыскать деньги на содержание ВСЕХ школ. Увы, "наверху" вопрос ставится иначе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах