Примерное время чтения: 7 минут
1715

Его величество стандарт. Школа перестает давать детям базовые знания?

АиФ-СК № 36 07/09/2016
В начальных классах вводят новые методики, в целесообразности которых сомневаются и родители, и многие учителя
В начальных классах вводят новые методики, в целесообразности которых сомневаются и родители, и многие учителя / фото Александра Фирсова / АиФ

Средняя школа последних лет – это школа федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Их внедряют уже пять лет, начали с первых пяти классов. С этого года по ФГОСам будут учить и шестиклассников. Но как учить? В идеале – по новым учебникам. Однако родители массово жалуются: новехонькие «стандартизированные» учебники в школьных библиотеках – редкость. Впрочем, родителям не привыкать тратить круглые суммы на то, что государство обязано предоставлять бесплатно. Печальнее, что новые стандарты далеко не всегда гарантируют качество образования. Почему так происходит и правда ли, что детям перестали давать базовые знания в школах, читайте в материале «АиФ-СК».

Условно бесплатно

По данным директора Института образования Северо-Кавказского федерального университета Валерия Шаповалова, 80% выпускников, чтобы сдать ЕГЭ, вынуждены заниматься с репетиторами. И для чего же в таком случае нам средняя школа?

«Учеников готовят к поступлению в вузы, т.е. к сдаче ЕГЭ, – говорит отец школьницы, член Центра гражданских инициатив (Ставрополь) Валерий Ледовской. – Предметы не изучают на фундаментальном уровне. В результате у детей формируют шаблонное мышление. А впоследствии специалист не может принять нестандартное решение. Тем не менее, думаю, качество среднего образования остаётся на достаточно высоком уровне только благодаря тому, что оно – базовое, а государство до сих пор гарантирует его бесплатность. Но бесплатность эта весьма условна, ибо школы активно собирают с родителей деньги». 

За счёт литературы?

«Мой внук перешёл в 7-й класс, – рассказывает Ольга Поминова из Михайловска, в прошлом учительница математики. – Помогаю ему с уроками. Некоторые темы по математике  приходится объяснять по старым советским учебникам. Нет, я не говорю, что плохо абсолютно всё! Очень нужный предмет – основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), его в советских школах не преподавали. Три урока физкультуры – лучше, чем два. Программы  по иностранным языкам, на мой взгляд,  хорошо продуманы. Правда, часы на этот предмет добавили за счёт других дисциплин, но это уже другой вопрос. А вот в остальном всё стало только хуже. Предметов много, учебную нагрузку увеличили. Дети «распыляются», не успевают усваивать даже базовые знания».

Многие родители и учителя искренне недоумевают: кому помешали астрономия и черчение? Эти две дисциплины ныне изучают только факультативно. Почему сократили количество часов на литературу и русский язык? 

«Да и по геометрии уроков стало так мало, что учителя не успевают вложить в головы детей даже основы этого предмета, – говорит учитель по информатике  Алина Кравцова. – К тому же упразднили черчение, поэтому геометрию усваивать стали хуже».        

Особый разговор – о воспитательном компоненте. По этому поводу мнения экспертов делятся на противоположные.

Предметов много, учебную нагрузку увеличили. Дети «распыляются», не успевают усваивать даже базовые знания.

«Школа сейчас не обязана формировать личность. Она предоставляет знания, необходимые для поступления абитуриента в вуз, но при этом воспитательная функция остается практически полностью на плечах родителей, – полагает Валерий Ледовской. – А мамы и папы, как правило, с утра до ночи зарабатывают деньги. Когда им детей воспитывать? Школа же формально снимает с себя ответственность за это, заключая с родителями договоры, в которых прописано: образовательное учреждение и родители несут совместную ответственность за воспитание детей. А школа выполнение этой функции не гарантирует. Но это противоречит букве федерального законодательства в области образования, где гарантировано воспитание гражданина и патриота своей страны. А ведь никто не поспорит с тем, что  одна из основных функций государства - обеспечить образование граждан, оплота будущего нашей страны. Без этого любые реформы и любые достижения невозможны».

Справка
По данным Минобразования Ставропольского края, в первом полугодии этого года на работу в общеобразовательные учреждения приняли всего 112 педагогов, которым ещё нет 35-ти лет. Средняя зарплата школьного учителя, по данным Ставропольстата, в первом полугодии – более 28 тысяч рублей.
Учитель информатики Алина Кравцова полагает, что на педагогов, напротив, возложили непомерную нагрузку:  «ФГОСы  предполагают оценку личностных и образовательных компетенций ученика. – Что это значит? Задача педагога – не только обучать детей, но и воспитывать их, а также давать оценку. Но как оценить, например, насколько патриотичнее стал ребёнок на уроке информатики? И как воспитательный компонент включить на уроке математики?».

Неудивительно, что в так называемую новую школу молодые учителя не слишком торопятся.    

Комментарий

Директор Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета Валерий Шаповалов:

«Образовательные стандарты  для такой огромной страны, как наша, полагаю, необходимы. Без них трудно сохранить  единое образовательное пространство России. Но не стоит  доводить процесс стандартизации до абсурда, когда бюрократизация образовательного процесса затмевает сам процесс!

Много вопросов к ЕГЭ. Разве нормально, что подавляющее большинство выпускников школ, чтобы сдать госэкзамен, вынуждены заниматься с репетиторами. Знаю случаи, когда ребят от профильного экзамена по математике и физике отговаривали сами  учителя ­из боязни испортить показатели. Сложилось единое мнение, что задания на профильном ЕГЭ по математике неоправданно трудные, ориентированы на выпускников, востребованных элитными вузами страны.

Я не против этого госэкзамена, но считаю, что ЕГЭ должен быть ориентирован прежде всего на  хорошо успевающего ученика, но не вундеркинда. Увы, наша средняя школа отягощена излишней отчётностью, а процесс управления учреждениями общего среднего образования превратился в процесс тотального контроля».

Задача педагога – не только обучать детей, но и воспитывать их, а также давать оценку. Но как оценить, например, насколько патриотичнее стал ребёнок на уроке информатики?

Точка зрения

Учитель физики и информатики средней школы станицыЗольской Владимир Швец:

«В начале «нулевых» я преподавал физику в вечерней школе, куда, как известно, отправляются  в основном двоечники. Так вот, знания у многих из них были выше, чем у нынешних хорошистов в средних школах! Почему же так резко упал уровень подготовки детей?

Полагаю, что главная причина – отсутствие желания учиться у большинства ребят. Знания обесценились! Дети видят, что успеха в жизни можно добиться, не прилагая особых усилий, не корпя над учебниками и тетрадками. Это им внушают многие родители, да и в целом в обществе, к сожалению, такие установки.

Прибавим к этому низкие зарплаты педагогов, вынуждающие их работать на две ставки, слабую материально-­техническую базу школ и др. Отдельно хочу сказать об учебных программах и учебниках. Их сейчас большое разнообразие. Но зачастую оно во вред, потому что программы нередко вступают в противоречие друг с другом, а дети начинают путаться в материале». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах