Горы всегда притягивали первопроходцев, геологов, романтиков, верной спутницей которых была гитара.
Негромкие, лиричные, с четко выраженной "ориентацией", песни, написанные в походах, у костров, западали в душу и нередко становились народными. Бардовская песня жива и сейчас, она развивается, и прямое подтверждение этому - фестиваль в Цее памяти Юрия Визбора, который так и называется по его замечательному произведению "Цейский вальс" и который проходит вот уже пятый год, завоевывая новых сторонников и открывая новые имена.
В 2005 г. директор музыкального агентства "АРТ - ОС" Анна Евдокимова при активной поддержке директора альплагеря "Цей" Игоря Абаева вышла с инициативой зарождения, а вернее, возрождения бардовской песни в Северной Осетии. В конце октября первый опыт состоялся, и тогда фестиваль собрал всего 15 исполнителей. В этом году он насчитывал уже около двухсот участников и гостей, но не утратил своей камерности, бережного отношения к каждому исполнителю.
- Горы и музыка, что может быть теснее связано? - считает Игорь Абаев. - Когда я пришел сюда на работу, то хорошо знал, что в этом лагере пел и отдыхал Юрий Визбор, 75-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Идея проведения такого праздника давно витала в воздухе, пять лет назад она обрела реальные очертания. Приятно, что фестиваль живет, его география ширится: здесь и Ставрополье, и Краснодар, Карачаево-Черкесия, гости из Москвы и Санкт- Петербурга...
По велению души
- В Цее я не первый раз, - говорит старейший бард из Санкт-Петербурга Валентин Вихорев.
- В восьмидесятые годы работал здесь инструктором по горным лыжам, и сейчас приезжаю обычно в феврале с командой горнолыжников.
Теперь же я, как автор и исполнитель с многолетним стажем, приглашен возглавлять "судейскую бригаду". В 1984 году в Цее судьба меня свела и с Юрием Визбором. К сожалению, это была его последняя поездка в горы. Тогда он и написал "Цейский вальс"...
Валентин Иванович возглавляет один из старейших клубов бардовской песни "Восток", где по понедельникам проходят регулярные встречи и куда открыта дорога всем энтузиастам. Что касается Осетии, то Вихорев сказал так: "Знакомству участников не мог помешать даже дождь, начавшийся в 3 часа ночи".
Татьяна Санкина из Пятигорска - профессор кафедры экономики и управления менеджмента на предприятиях общественного питания ПГТУ по должности, поэт по велению души - приехала в Цейское ущелье впервые.
- С организаторами мы встречались в Кисловодске на фестивале "Медовые водопады", услышали друг друга, и вот я здесь, - говорит Таня. - Я родилась в Новосибирске, и горы для меня - неопознанное чудо природы. Предполагалось, что мы приедем дуэтом с известным пятигорским бардом Валерием Якубовым. Не так давно был выпущен наш совместный диск "Не мелочи". Но не получилось. Здесь я одна и пою юмористическую песню.
Таня Санкина приехала в Цей с благородной миссией: собрать молодые таланты по югу России, помочь им выбраться из неизвестности. Первый том сборника уже подходит к завершению. Костяк составляют молодые поэты и исполнители из пятигорского "Пятого угла" (такое название носит творческое объединение). Сама же Татьяна выпустила две книжки: "Цикоревое лето" и "Роскошная стерва".
В ожидании февраля
Особенности нынешнего фестиваля - открытие мемориальной доски Юрию Визбору. Теперь он - всегда с теми, для кого жил и пел.
А еще сформировалось, наконец, настоящее компетентное жюри, состоящее из Валентина Вихорева (Санкт - Петербург), Андрея Краморенко (театр Елены Камбуровой г. Москва), Валерия Митрофаненко (Ставрополь) и Анны Евдокимовой (Владикавказ). Вихорев отметил, что камерность фестиваля имеет свои плюсы, ведь появляется возможность поговорить по душам, попеть без сцены, выслушать какие-то замечания по тексту, музыкальной обработке...
Во всех выступлениях рефреном прошла мысль, что бардовская песня становится неотъемлемой частью русской культуры и выходит за географические рамки столичных городов. Андрей Краморенко, исходя из огромного количества шедевров авторской песни, предложил ввести номинацию "Классика". А Валентин Иванович оформил мысль более конкретно: "Февраль. Цей". "Горнолыжный" фестиваль. Что ж, будем ждать февраля.