В эти выходные Ставрополь отметит свой 231 день рождения. Горожан и гостей краевого центра, как всегда, ждет много замечательных, красочных, ярких мероприятий. Мы же начинаем рассказывать о тех людях, которые вносили и вносят неоценимый вклад в сохранение истории родного города, в его развитие, преумножение его славы и гордости. Сегодня первый герой нашего проекта "Ставрополь в лицах" - известный краевед Герман Беликов.
День города - самый любимый праздник для писателя и краеведа Г.А. Беликова. И в этом году он встречает его, как некогда говорили, достойными подарками. Это только что изданные книги: "Оккупация", и "Безумие во имя утопии, или Ставропольская голгофа". Судя по названиям, речь идет о трагических периодах в истории северокавказского города, о его жителях, чьи судьбы попали в неслыханную круговерть политического террора, войны и разрухи.
Ничего, кроме правды...
Кто-то подумает: нерадостные подарки. А между тем Герман Алексеевич копил факты, разыскивал документы, расспрашивал очевидцев на протяжении всей сознательной жизни, поскольку считал своим долгом воздать по заслугам и героям, и жертвам, и палачам. Ставропольцы должны знать правду обо всем, что в разные эпохи происходило на улицах, площадях и под крышами зданий родного города - вот его девиз. Такая позиция была одобрена самим А.И. Солженицыным, которому Герман Алексеевич отослал рукописи обеих книг. После знакомства с "Голгофой" Александр Исаевич позвонил в Ставрополь Беликову: "Буквально потрясен прочитанным". Теперь же книгу предваряет посвящение знаменитому земляку и правозащитнику, не дожившему несколько месяцев до своего 90-летия.
Принял эстафету
Г.А. Беликову в феврале этого года исполнилось 75 лет. Он заостряет внимание на том, что в 1933-м скончался величайший краевед и создатель музея Северного Кавказа Г.Н. Прозрителев (звание почетного гражданина Ставрополя ему было присвоено посмертно в 1990 году), а он родился в этом же году, то есть принял эстафету. Совпадение мистическое, но вполне соответствует действительности. Да, он пошел по стопам Прозрителева, но непосредственно приобщил его к ремеслу исследователя, "копателя" и летописца отец - учитель истории Алексей Максимович. И хотя Беликов-младший избрал профессиональной стезей географию, двигался он по "Дороге из минувшего" - так называлась одна из первых его книг, целиком и полностью посвященная прошлому Ставрополя. Ярко, зримо, конкретно, документально, в делах, в лицах... И он же, Беликов, участвовал в восстановлении списка почетных граждан города Ставрополя, начиная с Игнатия Волобуева (1777 - 1854) , купца 1-й гильдии, самого известного благотворителя, городской головы в течение нескольких сроков. И сам Герман Алексеевич "угодил" в этот список в 1999-м. Теперь и он почетный гражданин. И не только благодаря книгам, статьям, удивительным открытиям, а и потому, что его трудами, самой патриотической идеологией поиска славное прошлое Города Креста (так дословно с греческого переводится топоним Ставрополь) стало материализовываться, возрождаться.
Суворов, Ермолов, Воронцов - персонажи беликовых хроник
Многие примечательные строения обозначились мемориальными досками, из небытия встали Тифлисские ворота - символ владычества России на Кавказе. А неподалеку от них ровно десять лет назад, в канун Дня Ставрополя, был установлен бюст легендарного генерала А.П. Ермолова. Впрочем, без споров не обошлось, кое-кто утверждал: мол, проконсул Кавказа никакого отношения к Ставрополю не имел. А как бы не так! Откроем "Записки" Алексея Петровича и прочтем: "При обозрении линии со вниманием рассматривал я окрестности города Ставрополя, ибо со временем намеревался перенести туда губернский город и оставить Георгиевск как место самое губительное для всех живущих в нем". Кстати, Ермолов - ровесник Ставрополя, родился в 1777-м. У колыбели, при закладке города стоял А. Суворов. А возвышению Ставрополя, превращению его в центр Кавказской области способствовал Алексей Петрович. Докапывался же до истины все тот же неутомимый Беликов.
- А где же ищет краевед отдохновенья?
- Да в Воронцовской роще...
Так именовался наш центральный парк 150 лет назад. Там среди каштанового узора аллей хорошо думается и вспоминается: как "...из крымских имений князя Воронцова для Городского сада пароходом и обозом в Ставрополь доставлялись виноградная лоза, черенки яблонь, абрикоса, саженцы тополя и каштана"...