«…Перед ним ставили живого, молодого, совершенно голого человека. Сначала Ашихин долго глазом знатока смотрел на него, словно примерялся, и соображал: - Много ли с этим будет возни, каким инструментом лучше обработать его? И потом, словно для пробы, брал одну из лежащих перед ним сабель, взвешивал ее в руке, ловчился, прищурив левый глаз, и сразу мгновенным ударом отсекал человеку ухо. Потом тем же приемом отсекал ему руку. Человек падал на землю. Стон, кровь, проклятия, мольбы убить сразу не действовали на Ашихина…»
Это не строчки из криминального бестселлера и не страницы из дела о серийном маньяке-убийце. Это воспоминания очевидцев о реальном человеке, причем, возведенном в ранг героя. В годы становления советской власти Ашихин был начальником Ставропольского гарнизона, руководителем карательного отряда и, по-большому счету, хладнокровным палачом. Самое интересное во всем этом то, что его имя до сих пор носит одна из улиц краевого центра. Впрочем, как выясняется, таких «героев», память о которых увековечена в названии улиц, населенных пунктов и районов Ставрополья, немало.
Возможно, кто-то скажет, мол, это конечно ужасно, но такие были времена, жестокостью надо было отвечать на жестокость. Но дело в том, что кровавая гражданская война, когда ярость застилала разум и месть за убитых родных стала обычным делом, начнется позже.
Это был 1918 год. Россия вышла из Первой мировой и улицы городов стали заполнять вернувшиеся (а, называя вещи своими именами, в большинстве своем, дезертировавшие) с фронта солдаты и матросы с оружием в руках. Легко впитывая новую идеологию, они стали очень эффективным инструментом, с помощью которого большевики легко решали свои политические вопросы. Так случилось и в Ставрополе. И, город, патриархальный уклад которого был начисто разрушен за какие-то несколько месяцев, по сути, был отдан на разграбление тем, кто помог установить новый порядок. Начались массовые расстрелы, резня, насилие, грабежи.
Читать воспоминания очевидцев о том времени действительно страшно. И в этом смысле книга Германа Беликова «Безумие во имя утопии или Ставропольская Голгофа» способна вызвать настоящий шок. В ней автор – почетный гражданин Ставрополя и один из авторитетнейших историков-краеведов, подвел итог своей многолетней работе над архивными документами и опубликованными воспоминаниями очевидцев событий имевших место в городе с 1917 по 1953 год. Обсуждение этой книги состоялась на днях в рамках заседания дискуссионного клуба «19 февраля».
В поисках истины
- Советский период истории Ставрополя заинтересовал меня не вдруг - признается Герман Алексеевич – Интерес рождался на противоречии. С одной стороны это прекрасные картины, наполненные героизмом, революционной романтикой, которыми нас пичкали на протяжении десятилетий, все эти киноленты с чекистами в белых перчатках. А с другой - документальные свидетельства о тех временах, которые то и дело попадались мне. Все больше погружаясь в эту тему, я открыл для себя огромный пласт воспоминаний, произведений о той эпохе. Я начал общаться, вести переписку с потомками репрессированных. При этом, так как начинал я свое исследование еще во времена Советского Союза, мне приходилось вести двойную жизнь. Днем я читал лекции студентам про Макаренко и Крупскую, а после занятий уходил в архивы, библиотеки, где собирал интересующую меня информацию.
По словам, Германа Беликова реакция на эту книгу неоднозначная. Многие считают, что не стоит ворошить прошлое. Этой позиции, в частности, придерживаются городские и краевые власти, мягко давая понять, что переименование улиц и прочие мероприятия, связанные с восстановлением исторической справедливости – дело хлопотное и не благодарное, мол, со временем все и так сгладится и забудется.
Впрочем, немало и тех, кто очень хорошо отзывается о книге и всячески поддерживает автора, прежде всего морально. В основном это простые люди, кто-то потерявший близких в те годы, а кто-то просто неравнодушный к истории родного города. При этом, Герман Алексеевич искренне удивляется, что не смотря на большое число вузов в Ставрополе и, соответственно, научных деятелей, посвящающих себя истории, никто из них до сих пор его работой никто всерьез не заинтересовался.
Ну и конечно, не обходится и без таких людей, которые заявляют, что все, о чем говорится в книге – ложь и провокация. Нередко от них Герману Беликову приходится слышать обвинения в «антисоветчине». Впрочем, находятся и такие, кто упрекает автора в том, что тот 17 лет проработал в Доме пионеров, и в свое время писал про пионерию. Все эти обвинения Герман Алексеевич воспринимает с улыбкой:
- Какие бы я книги не писал, я всегда старался докопаться до истины, выразить самую суть и донести до читателей объективную картину нашего общего прошлого. Я исследователь, и эти книги, как результат кропотливого труда, – самое главное для меня. Именно благодаря им я имею то, чего нельзя достичь ни деньгами, ни высоким положением – уважение людей.
Невыученные уроки истории
Из под пера Германа Беликова вышло немало книг. Но возможно, именно эта заслуживает наибольшего уважения. Это мемориал, дань памяти, тысячам миллионам наших соотечественников, которые были уничтожены даже не за идею, не ради построения пресловутого «царства свободы», а так, порою, просто из прихоти тех, кто расчищал дорогу новой власти.
Да, взглянуть правде в лицо всегда не просто, особенно такой оголенной и ошарашивающей.
Но мне все равно никогда не понять тех людей, которые готовы до хрипоты спорить, что все это ложь, очернение идеалов и попытки переписать историю. У них самих нет истории, кроме тех идеалистических образов, созданных вылизанными до блеска скупыми строчками из советских школьных учебников и занудными институтскими лекциями по истории Партии. У них есть вера в светлое прошлое, в котором если и не все было гладко, то ВСЕ было оправдано.
Но страшно даже не это. А то, что такая психология, такой взгляд на вещи позволяет в принципе оправдывать любые средства на пути к цели, которая по какой-то причине кажется великой. И это уже не история, это сегодняшний день.