Москвичами считают себя те, кто прожил в столице хотя бы лет пять. Настоящее коренное население тихо доживает свой век, обитая в бывших коммуналках или, наоборот, просторных квартирах сталинского ампира. Остальные сюда приехали. Кто-то сразу с вещами, без обратного билета и даже шанса вернуться. Другие перебирались постепенно, болезненно обрывая пуповину прежних знакомств, приезжая домой сначала каждые выходные, потом раз в две недели, раз в месяц...
Бренд возможностей
Провинциалы заряжены на длительную перспективу. Их марафон начинается прямо на вокзале, с первого вздоха бензинового воздуха и длится до фазы успеха-признания или в худшем случае поглощения-изгнания. Поэтому у всех прибывающих лица озабоченные, наглые и агрессивные. Детской лопаткой нужно выкопать фундамент будущей жизни. Здесь свое "я" нужно доказывать ежедневно и ежечасно, потому что иначе Москва тебя сожрет и не подавится. С этой точки зрения труды Дарвина читаются, как рассказы Владимира Гиляровского: борьба за существование и естественный отбор символизируют неотъемлемую часть этого города.
Но людей тем не менее манит. Перед глазами мелькают удачные примеры. Поначалу Отар Кушанашвили ночевал на вокзале, Андрей Малахов отсыпался на редакционном диване - теперь они воплощают стойкий бренд возможностей.
Провинциальная зависть
Рано или поздно практически всех поражает изначальная неравность положений. Московскому приятелю моей знакомой папа недавно купил квартиру, машина у него уже есть, поэтому самый насущный вопрос сейчас - какую кровать купить в спальню.
Девушки, только перешагнувшие грань совершеннолетия, ездят в "Мерседесах", расплачиваются в кафе стодолларовыми купюрами и уходят, не дожидаясь сдачи. В телевизоре живут светские львицы и звезды...
Чаша изначальных впечатлений переполняется моментально. Следом наступает фаза зависти и глубокой апатии: сначала понимаешь, что честным путем на БМВ не заработать, потом думаешь, как заработать нечестным путем, и понимаешь, что даже нечестным путем тебе на БМВ не заработать. Попутно возмущаешься, проклинаешь и ненавидишь их обладателей. Иногда из этого сплава выходит высокопрочное стремление догнать и перегнать. Самых слабых жизнь добивает на этом этапе.
Провинциальные комплексы
Первый год ты с удивлением обнаруживаешь, как удваиваются и утраиваются твои комплексы. Денег не хватает, но зарплата целиком уходит на одежду, бары и кафе, потому что ты точно знаешь: провинциалов узнают, во-первых, по внешнему виду, а, во-вторых, по привычкам. Я до сих пор не могу приучить себя оставлять чаевые больше 50 рублей: всегда мне кажется, что официант был не слишком вежлив, кофе остывшим, десерт несвежим. А милиционеры в метро по одному испуганному, блуждающему взгляду определяют приезжих.
Что касается стиля одежды, то результатом желания "быть на уровне" становятся самые безвкусные и крикливые рубашки, джинсы, ботинки и прочие наряды. Действительно, выделяешься в толпе - опять же своей провинциальностью. Грань нащупать сложно. Вся она складывается из мельчайших деталей, пыли будничной жизни, которую нужно научиться правильно вдыхать. Столичный кодекс чести разучиваешь годами, как Библию: в нем свое евангелие на все случаи жизни.
Учеба в столице
Идеальный вариант - приехать в Москву на учебу. Сразу отпадает вопрос расселения: пусть в общежитии, зато с временной регистрацией, и хоть казенным, да углом. Однако кто вообще сказал, что игра того стоит? Если не вдаваться в скучные подробности, образование в России везде на одном уровне. Меняется лишь наполненность библиотек, размер взяток при поступлении, учебный план, последующее трудоустройство.
Другое дело - поступить в столичный вуз не всегда просто.
Каждый факультет устанавливает квоты для провинциалов. Чтобы репутация оставалась доброй, а министерское начальство довольным, нужно соблюдать некую пропорцию. Поэтому кто-то счастливый угождает в это игольное ушко, другие (не хуже и не глупее) остаются за бортом.
Вечные гастарбайтеры
Без постоянной прописки на работу берут не все и не охотно. Московские стройки, конечно, всегда испытывают кадровый голод, но даже помощником машиниста электропоезда в метро берут исключительно жителей мегаполиса. Проблемы накатывают снежным комом: медицинское обслуживание, налоги, социальные гарантии, кредиты в банке, водительские права.
Везде нужно проявлять чудеса ловкости, ходить без страховки по бюрократическому канату и глотать административные шпаги. И в конце концов уступить какому-нибудь товарищу, который купил вчера диплом в переходе и занял твое место только лишь благодаря строчке в паспорте.
P.S. Спустя пару лет в таких условиях прежняя жизнь вспоминается наивной пасторалью, здесь ты уже получаешь удовольствие от самой схватки. Опасная получается дорожка. Ураган за цунами, наводнение за землетрясением, в качестве добавки - смутная перспектива куда-то вырасти, чего-то добиться и кем-то стать. Стоит лучше просчитать все минусы и плюсы такого ломоносовского похода, прежде чем отправляться из города N. в Москву.