Восьмидесятая годовщина со дня рождения широко известного поэта и писателя Андрея Губина объединила многих людей.
Гранки - на переплавку
Юбилей отмечали в разных уголках Ставропольского края - по-казачьи в станицах, творческими встречами в библиотеках и школах. Торжества в Кисловодске прошли особенно масштабно - здесь немало памятных мест, связанных с именем Андрея Губина. В этом городе он жил, учился в школе, писал первые стихи, творил в зрелые годы. На улице Киевской в дни юбилейных торжеств была открыта мемориальная доска.
В соседних Ессентуках, где писатель начинал работу над своим главным романом "Молоко волчицы", тоже сохранился дом, в котором он жил. Но здесь память увековечить некому - силы местной интеллигенции неравны в борьбе с властью и финансовыми проблемами. О них в конце прошлого века разбилось и стремление издать драматургию Андрея Терентьевича, собранную в пятую по счету книгу цикла "Двенадцать жемчужин на Млечном Пути".
В 1996 году стараниями Маргариты Губиной и друзей семьи была издана книга "Светское воспитание, или Царский браслет". Писатель и краевед Александр Иваненко рассказывает, что пятый том был уже набран в типографии (тогда, в конце века, еще сохранился линотипный набор). Но средства на то, чтобы напечатать роман, найти не удалось. И гранки пошли на переплавку. Александр Иванович с горечью констатирует, что с тех пор Губина не издавали. А после того как трагически ушли из жизни жена и сын писателя, судьба его наследия весьма туманна.
Рассказывают, что в свое время молодого Андрея Губина спас от репрессий пастух-карачаевец, укрыв в горах. Спас для творчества. И он творил. Спасти и донести произведения писателя до читателей некому? Не на что?
"Я на земле на этой жил"
"Все его творчество - неисчерпаемый родник, - делится казачий старейшина Владимир Лозовой. - Сколько раз перечитываешь, столько раз получаешь новые, свежие впечатления".
К Губину, уверен казак, надо приходить душой. А книги его - инструкция по выживанию и в наше сложное время.
Старейшина Яков Сафонов из станицы, носящей имя писателя, говорит, что чувство гордости за "нашего, казачьего писателя" важно сохранить: на Дону - Шолохов, у нас - Губин!
"Это истинно русский писатель, - продолжает Александр Иваненко, - не по архивам знающий историю казачества, а по роду своему. Его роман "Молоко волчицы" охватывает более столетия казачьей истории. Практически в каждой главе - старинная песня. Жемчужины казачьего фольклора - песни, легенды, предания Губин собирал в хуторах и станицах Ставрополья, на Дону и Кубани, в республиках Северного Кавказа. Стихотворения самого Губина фольклорный ансамбль его родной 9-й школы намерен положить на музыку.
Творчество продолжается...