Еще современники прочили ему бессмертную славу. И действительно, даже при советской власти, когда о покорении Кавказа предпочитали умалчивать, сохранились названия небольшого селения Нижняя Ермоловка в Карачаево-Черкесии и улицы в Пятигорске.
Весьма символично, что Алексей Петрович Ермолов появился на свет 4 июня 1777 года - всего лишь на несколько месяцев раньше, чем в основание Ставрополя лег первый камень. В младенчестве Алексей был причислен к Преображенскому полку, так что в 15 лет уже имел звание капитана Неженского драгунского полка. Свой боевой путь Ермолов удосужился описать лично. Бог даровал ему длинную жизнь - 84 года - и ясный ум, позволивший создать обстоятельные "Записки А.П. Ермолова".
Из них-то и можно узнать, что впервые на Кавказскую линию капитан артиллерии попал в 1796 году в составе корпуса войск генерал-аншефа Зубова, который выступил против персов. При Павле I Ермолов прослыл неблагонадежным и даже угодил в каземат. Хотя впоследствии Алексей Петрович и утверждал: "сей жестокий урок пошел мне на пользу", однако дальнейшая жизнь показала, что вольнолюбие, внутренняя гордость, острый язык лишь прибавляли лавров в венок его воинской доблести. Ермолов стал участником всех знаменитых сражений с наполеоновской армией, дошел до Парижа, был на Венском конгрессе.
"Орлом державным над Кавказом"
В 1816 году в чине генерал-лейтенанта Ермолов был назначен командиром отдельного Грузинского корпуса и управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии. А еще герою Отечественной войны 1812 года предстояло возглавить чрезвычайное посольство в Иран, так как необходимо было в кратчайшие сроки разграничить земли между Россией и Персией.
Ермолову пришлась не по душе политика его предшественников на Кавказе, которые, как он писал, "попускали хищничество", то есть оставляли безответными набеги горцев на русские селения. Худой мир был не в его характере. И в 1817 году Ермолов официально начал наступательную войну, применяя тактику выжженной земли, тотальных зачисток и полного уничтожения аулов. А что было делать? Таково геополитическое положение Кавказа, который непременно был бы захвачен, если не Россией, то Турцией или Ираном, а за ними стояла "премудрая" Англия.
Но настойчиво продвигаясь в глубь ущелий, талантливый полководец не забывал и про обустройство уже вошедших в состав империи территорий, заботился о солдатах, чиновниках, переселенцах. Пытался предотвратить распространение опасных инфекционных заболеваний. В записках проконсула читаем: "При обозрении линии со вниманием рассматривал я окрестности города Ставрополя, ибо со временем намеревался я перенести туда губернский город и оставить Георгиевск как место самое губительное для всех живущих в нем". Кстати, в Георгиевске произошла встреча Ермолова с предводителем местного дворянства помещиком-новатором Ребровым, стоявшим у истоков развития всех наиболее значимых отраслей сельского хозяйства в южном регионе. Алексей Петрович поручил Алексею Федоровичу провести инвентаризацию земель Кавказской области с четким определением границ казенных, казачьих и частных владений.
Особая забота наместника - развитие курортной зоны. При Ермолове в 1819 году перестраиваются старые ванны в Пятигорске у Александровского источника. Они просуществовали до 1874 года и так и назывались - Ермоловскими. Из Петербурга Алексей Петрович привез зодчих Бернардацци, повздоривших с Монфераном, в то время руководившим строительством Исаакиев-ского собора. Ермолов предложил братьям украсить своими творениями край, столь напоминающий родную для них Швейцарию.
"И дань потомков благодарных"
По сей день историки спорят об отношении Ермолова к декабристам, ведь среди них были и ближайшие родственники Алексея Петровича, и его друзья. Известно, что он сочувственно относился к ссыльным. Поговаривали, что Ермолову было предложено поддержать восставших на Сенатской площади, двинув войска с Кавказа в столицу. Но разве мог он обезоружить этот край?
Нет, Алексей Петрович служил не царям - они его откровенно побаивались, а своему Отечеству. Он не позволил "обезобразить себя графским титулом", не принимал подачек, мужественно перенес отставку и последующую опалу.
Весной 1827 года Ермолов покинул Кавказ. И лишь в конце XX века в Ставрополе его именем был назван бульвар, где поставили бюст проконсулу, а недавно в краевом центре появилась Ермоловская площадь, и в Минводах заложили камень на месте будущего монумента национальному герою. Стало быть, Ермолов нужен Кавказу, как, впрочем, и России.