Сегодня Ставрополь невозможно представить без возрождённого Казанского собора на Крепостной горе и церкви Сергия Радонежского. Проекты этих храмов разработал ставропольский архитектор Виктор Аксёнов.
Пророческий рисунок
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Виктор Викторович, слышала, что ещё в детстве вы мечтали вернуть городу уничтоженный во время Великой Отечественной войны Казанский храм.
Виктор Аксёнов: В школьные годы мне посчастливилось побывать в некоторых городах Золотого кольца России. Старинные соборы, монастыри, крепости Сер-гиева Посада, Ростова Великого, Владимира, Суздаля, особая атмосфера старинного города - всё это произвело на меня неизгладимое впечатление и пробудило интерес к истории родного Ставрополя. Рассматривая старинные открытки и фотографии в краеведческом музее, я обнаружил, что у нас тоже были своя крепость, большие соборы, приходские церкви, Иоанно-Мариинский монастырь, Триумфальная арка и т.д. Всё это украшало Став-рополь, но, увы, было варварски уничтожено.
Тогда меня впечатлили выставленные в экспозиции краеведческого музея макеты Ставропольской крепости и Казанского кафедрального собора. Изучив фотографии из старых газет, я решил сделать свой макет. Это был 1987 год. О возрождении собора в те годы мечтать было сложно. Но до сих пор у меня хранится тетрадка с рисунками, где я рисовал церкви и крепости. Помню, мой сосед по парте Женя категорично высказался: «Это невозможно». Но, как видим, некоторые рисунки оказались пророческими.
– Когда же вам удалось воплотить свои мечты?
Я тогда был студентом Ростовского государственного архитектурного института. Изучив историю русской архитектуры, понял, что на самом деле Казанский собор оценили необъективно, его ценность гораздо выше. Не имея никаких надежд на то, что мой проект будет принят, я попытался хотя бы просто о нём рассказать. Темой дипломного проекта стало воссоздание комплекса кафедрального собора в Ставрополе. Помимо реконструкции облика утраченных сооружений по фотографиям и историческим описаниям, я тогда провёл исследования по русско-византийскому стилю, в котором был построен собор. В результате выяснил, что в то время не существовало понятия «типовой проект», а проекты назывались «образцовыми». Они служили не для буквального копирования, а лишь как художественный ориентир. Даже построенные по одному «образцовому» проекту храмы имели значительные различия. В нашем случае оказалось, что Казанский собор был построен по индивидуальному проекту профессора Императорской академии художеств Александра Тона (брата Константина Тона – автора проекта храма Христа Спасителя в Москве).
А в 2004 г. тогдашний архиерей Ставропольский и Владикавказский Феофан поддержал мою инициативу возрождения Казанского кафедрального собора в историческом виде.
В русско-византийских традициях
– В вашей творческой копилке много храмов как в Ставрополе, так и в других городах и районах. Самой красивой считают церковь Сергия Радо-нежского в краевой столице. Также вы реставрируете старинные храмы. Это, наверное, очень сложный процесс?
– Если занимаешься любимым делом, о каких сложностях может идти речь? Это очень интересный и захватывающий процесс. Единственная проблема – вовремя остановиться. Разрабатывая проект храма, стремишься к совершенству форм с оглядкой на задание заказчика, место постройки, возможности подрядчика. Хочется предусмотреть всё до мельчайших деталей, а времени катастрофически не хватает.
Для храма Сергия Радонежского очень удачно выбрали место. Разговоры о строительстве церкви именно в этой части Ставрополя шли с начала нулевых. Рассматривались разные проекты. Даже наименование храма менялось. В итоге решили строить храм в традициях русско-византийской архитектуры. Я очень благодарен настоятелю храма отцу Александру Гомзяку, что он нашёл меценатов. Благодаря им удалось облицевать храм натуральным природным камнем. Это позволило возвести здание в том виде, в каком оно задумывалось в проектах.
А когда мы имеем дело с реставрацией храма, автор проекта должен руководствоваться научными исследованиями и методикой реставрации. Творчество уходит на второй план. Необходимо сохранить историко-культурный потенциал памятника, который напрямую увязан с категориями подлинности и достоверности.
Загадки Крепостной горы
– В Ставрополе – интересный исторический центр. Но появились и современные здания, которые его уродуют.
– В 90-е и нулевые центр города подвергся серьёзным преобразованиям, изменившим его облик далеко не в лучшую сторону. Увы, инициативу перехватили застройщики, которые при попустительстве властей до неузнаваемости изуродовали дома на ул. Орджоникидзе, вторглись в историческую застройку ул. Дзержинского, Голенева, Булкина, пр-та К. Маркса.
Фасады старинных зданий в центре города ремонтируют, уничтожая лепнину, декоративные элементы. Исторические здания превращаются в унылые коробки. Даже если дом не является памятником, но находится в охранной зоне исторического центра города, его внешний облик запрещено менять федеральным законодательством.
– Вы разработали проект восстановления зданий на Крепостной горе...
– Крепостная гора – историческое сердце Ставрополя, его колыбель. Здесь более 20 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Самый известный - участок крепостной стены. Мало кто знает, что во дворе дома по ул. Советской, 1 сохранился ещё более протяжённый участок крепостной стены. Точнее, стены оборонительной казармы со зданием самой казармы.
Но этот второй участок стены даже не включен в список объектов культурного наследия! Современное использование территории Крепостной горы не соответствует её историко-культурному статусу, поскольку не популяризирует её историко-культурный потенциал. А ведь, помимо сохранив-шихся памятников, Крепостная гора хранит ещё множество артефактов времен Ставропольской крепости. Необходимо начать её комплексное изучение, по результатам которого разработать проект реставрации.
– Что уже удалось сделать?
– В администрации города утвердили проект планировки государственной историко-культурной заповедной территории «Крепостная гора».
Он предполагает реставрацию существующих объектов культурного наследия. Воссоздавать их нужно поэтапно, на основании фрагментарно сохранившихся элементов, в том числе скрытых в земле, по результатам архивных и исторических изысканий и с обязательным соблюдением принципа научной достоверности.
На первом этапе проведут вскрытие, изучение, консервацию фундаментов и остатков сооружений. На втором - само воссоздание. Начать предлагаем с археологического изучения участка между бассейном «Юность» и детской музыкальной школой, поскольку он свободен от застройки.