Ставропольский музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве разработал программу комплексного развития на последующие пять лет с перспективой до 2020 года. Коллегия краевого министерства культуры рассмотрела этот важный документ. Корреспондент "АиФ-СК" попросил рассказать о сути программы заместителя министра культуры края Владимира Лычагина.
- Музей предложил новаторский путь развития. Он в том, что ломается стереотип краеведческого учреждения, который в прямом смысле слова выходит за пределы своих стен.
Экспонатами становятся "живые" объекты природы, археологии и истории края, располагающиеся вдоль бывшей Азово-Моздокской линии, а затем Черкасского и Тифлисского трактов - именно они соединяли внутренние территории российских земель с Кавказом. Эта главная историческая дорога получила в программе название "Ставропольская диагональ". Она начинается от села Привольного Красногвардейского района и заканчивается в Новопавловске, словно диагональю проходя по территории края. Чтобы самые значимые исторические объекты не выпали из поля зрения музейщиков, решено в состав музея-заповедника включить его филиалы в селах Привольное, Красногвардейское, Донское, Александровское, в городах Георгиевске и Новопавловске. Объектами для широкого показа станут дом семьи Горбачевых, Вестославский редут времен Кавказской войны, место сражения казаков атамана Платова против турецкого корпуса в 1774 году, древнерусский каменный крест у села Дмитриевского, остатки крепостей вдоль Азово-Моздокской линии и др. Если все эти уникальные памятники истории и природы оформить как музейные экспонаты, то край получит, помимо всего прочего, хороший туристический "продукт". Кроме того, "Ставропольская диагональ" связана с Кавминводами, соединяется с Ростовской областью и КБР, а через нее и с РСО-Аланией.
Вполне возможно создание проекта под условным названием "Кавказский тракт", тем более что работа над ним уже ведется Российским институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева и московской организацией "Экокультура". Не исключена перспектива расширения "Ставропольской диагонали" и по радиальным направлениям, поскольку программа предполагает создание ставропольского бренда, который будет позиционировать себя как край хлеба и золотого руна, а также как родина слонов и золотоордынского города Маджары.