Приняла эстафету
Единственная в мире девушка-дирижер, 16-летняя Дана Муриева живёт и учится во Владикавказе. В североосетинской столице теперь в гости ждут и Ольгу Ростропович, дочь Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, директора Фонда культуры имени М.Л. Ростроповича, стипендиатом которого является юное осетинское дарование.
«На проекте «Минута славы» я дирижировала оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской, - рассказывает Дана Муриева. – Благодарю Ольгу Мстиславовну за такую возможность».
Девушка не очень расстроилась, что не прошла в следующий тур, понимая, что формат передачи – не для классического музыканта. Другое дело – недавний концерт в Москве, приуроченный к 100-летию её именитой землячки - дирижёра Вероники Дударовой (первая в отечетсвенной истории женщина-дирижер). Сын Дударовой на этом концерте вручил Дане дирижерскую палочку матери. Это очень символично, ведь девушка после окончания Владикавказского колледжа искусств, где она учится сразу на двух отделениях: теоретическом и струнном, намерена поступать в Московскую и Санкт-Петербургскую консерваторию по примеру Тимура Зангиева и Хетага Тедеева.
Сегодня в репертуаре Муриевой – шедевры мировой классики. А за плечами – многочисленные выступления с симфоническими оркестрами. Девочка поражает харизмой и яркой трактовкой музыкальных образов.
Неженское дело
«Дочь начала петь в четыре года, – говорит мама Даны, Альбина. – И как только ей исполнилось 7 лет, мы отдали её в музыкальную школу имени Чайковского на вокальное отделение».
Педагоги заметили, что при исполнении песни ребенок «помогает» себе руками, и делает это очень умело. Развивать талант доверили композитору и дирижёру, заслуженному деятелю искусств РСО-Алания Тамерлану Хосроеву. Его ученики – Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев - уже заявили о себе как дирижёры в России и за рубежом. Но девочку он брать не хотел, несмотря на её настойчивость.
«Не женское это дело, – уверен Тамерлан Тотурбекович. – Колоссальная нагрузка. Помимо слуха, умения читать партитуру всю разом и играть как минимум на двух музыкальных инструментах, нужны организаторские способности».
И Дане каждый раз приходится доказывать, что она может. Девушка играет на фортепиано, на скрипке, освоила гобой и английский рожок. Трудится без выходных: колледж уже давно стал для неё вторым домом.
«Ты – не девочка, ты – рыцарь»
«Ты – не девочка, ты мальчик, – говорит ей педагог. – А в прошлой жизни ты была рыцарем».
Дана считает, что такие установки ей очень помогают. Она согласна с наставником, что если ты «не в теме», если не знаешь той эпохи, во время которой было создано музыкальное произведение, то нечего и на сцену выходить. А поэтому всё свободное время читает, пишет сочинения – «романы». Очень любит читать биографии знаменитых людей – закаляет характер.
«Как бы я её не нагружал - а работать приходится и в авральном режиме - она не падает духом, берёт и делает», - хвалит свою воспитанницу педагог.
И действительно, несмотря на «детскость» (в свои 16 Дана даже не пользуется косметикой, не делает макияж, как другие её сверстницы) в девочке чувствуется стальной стержень и богатый внутренний мир.
Желающих стать дирижёром в колледже много: пример Даны вдохновляет. Но Хосроев с набором не спешит. Знает, что одного желания мало. Ведь и у Даны путь к сцене – очень нелегкий.