aif.ru counter
314

Главный дирижер Большого театра России вырос на Северном Кавказе

АиФ-СК №26 25/06/2014
Frank Guschmann / Commons.wikimedia.org

Ученик, какого не было

– В 1992-м 15-летний Туган пришёл ко мне как «народник» – он на национальной гармонике играл, – рассказывает Алла Газацева, заслуженный работник культуры РСО-Алания, отличник Минкультуры РФ, педагог музучилища (ныне колледж искусств им. Гергиева. – Прим. авт.). – Я параллельно учила его играть на баяне. Мы в конкурсах часто участвовали, на одном из них, в Нальчике, слушали симфонистов. Туган говорит мне: «В этом месте в оркестре играли тромбоны. А здесь валторны». Я насторожилась: мальчик услышал – партитуры одного произведения расписаны по-разному! В моей практике такое было впервые.

Педагоги училища решили показать уникального подростка мэтру Анатолию Аркадьевичу Брискину, учителю Валерия Гергиева. «Разработали настоящую операцию – как подойти, как попросить – это ж такого мужества надо было набраться! Или наглости – человеку-легенде предложить послушать парнишку, дирижирующего оркестром народных инструментов!»

В истории училища такого не было. Дирижёры традиционно из фортепианных классов «вырастают», так и с гениальным Гергиевым было в своё время, а у Тугана –всего лишь гармоника. На втором курсе наставники «приставили» его к оркестру (по программе это четвёртый курс). Брискин, вспоминают в училище, занимался с ним индивидуально – до того проникся талантом юноши.

– Он был уникальным учеником, такого у меня больше не было. Все мои ребята одарённые, я люблю их безмерно, но Туган изначально был невероятно трудолюбивым и целеустремлённым, – говорит Газацева.

Конец 90-х - начало 2000-х годов Фото: Из личного архива / Алла Газацева

Сколько молодых и талантливых пропустила сквозь призму души и слуха! Не считала – просто 45 лет учила тому, чему много лет назад учили её в музыкальной школе родного Беслана. И где студенткой музучилища попробовала свои силы как педагог по классу баяна. Позже стала преподавать в alma mater, призвание на всю жизнь. Институт Гнесиных, консерватория – девушка с баяном впитывала знания, чтобы отдать их своим ученикам.

Лебединая песня

– Ты обязательно напиши, сколько людей поддерживали нашего Тугана – от министров до рядовых педагогов. И атмосфера училища – творческая в высшей степени – свою роль сыграла. В талант поверили, Сохиева обожают, обаяние у него просто невероятное! Но главное – труд.

Он просиживал за партитурами, перекладывая симфонические и фортепианные произведения для народных инструментов, самая первая в училище из этой серии сделана им специально для воспитанников Газацевой. Вот они, эти партитуры – юноша наклеивал полосочки с нотной разлиновкой и писал, писал… Их не только бережно хранят – по ним до сих пор играют. Для национальной гармошки не так много материала, вот Сохиев и исправлял ситуацию. Неординарный, подвижный, любознательный, в классе очень много времени проводил – не только на своих занятиях, слушал других. Необычайно пытливый, он жил и живёт музыкой. Брискин как-то сказал: «Гергиев гениален, он востребован миром, но Туган – моя лебединая песня».

Разглядеть и услышать

На первый экзамен Сохиева по дирижированию собралась уйма народу – сидели не только в аудитории, в коридоре стояли. Вопросами засыпали, он с блеском отвечал. Словно не испытание, а концерт, показательные выступления. Поступать в консерваторию к великому Илье Александровичу Мусину, педагогу Гергиева и Темирканова, поехал, сдав выпускные в училище досрочно. Редчайший случай – на симфоническое отделение в 19 лет! Туган был на третьем курсе, когда Мусина не стало, доучивался у знаменитого нашего земляка – народного артиста СССР Юрия Темирканова.

– Исполнитель он виртуозный. Взял гран-при на «Звёздочке Осетии», в Ростове на гала-концерт люди шли специально его послушать, жюри аплодировало. Меня даже упрекнули тогда – отчего не предупредила, что юного гения привезла? – улыбается Газацева. – А меня даже родители других учеников ревновали – почему столько внимания этому мальчику?

В том и секрет учителя – разглядеть, услышать, направить. Парнишка с национальной гармоникой стал знаменитым симфонистом, объездил весь мир. Руководит Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Немецким симфоническим оркестром Берлина, а с 2014-го как дирижёр – главным театром России – Большим.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах