«Раньше примером для подражания были новаторы, «стахановцы». Сегодня их фамилий не вспомнить. Зато мы слышим об артистах, скандалах, личных драмах. Человека труда уже никто не прославляет. Мы хотим изменить ситуацию», - говорит председатель Ставропольской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Лора Манаева.
Не каменные!
Анна Максименко, АиФ-СК»: Лора Николаевна, этот год посвящён «Профсоюзному PR-движению». Почему? В Профсоюзе стало меньше людей?
Лора Манаева: Ну что вы! Нас с каждым годом становится всё больше, краевая организация Профсоюза образования - это самая крупная организация в нашем регионе. В наших рядах более 82 тыс. работников отрасли, за прошлый год создано 32 первичные организации, это говорит о том, что нам доверяют, мы растём. 2017-й объявлен Годом «Профсоюзного PR-движения» потому, что необходимо поднимать статус педагога. А для этого нужно как можно больше рассказывать о нас! Но есть один момент. Говорить нужно так, чтобы понимала молодёжь. За ними будущее. Мы обязаны осваивать язык цифровой реальности, медийные площадки. С точки зрения новых технологий, многие из нас родились в «каменном веке». Мы, взрослое поколение, не знали гаджетов, не оценивали результаты по смайликам и лайкам. Молодёжь легко вписалась в технологический прогресс, я уж не говорю о детях. Поэтому от нас новый коммуникационный мир требует изменить информационную политику профсоюза. И в наших силах сделать информацию доступней, став, таким образом, более популярными. Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет миром».
- А что именно вы для этого делаете?
- Учимся сами и учим других грамотно пользоваться Интернетом, новыми технологиями, мобильными приложениями, гаджетами. Именно таким образом рассказываем о себе, помогаем решать юридические вопросы, рассылаем новости. К слову, у нас на сайте, в рубрике «Вопрос-ответ» юридические консультации можно получить в онлайн режиме быстро и бесплатно. Ещё пример, в популярной среди молодёжи социальной сети мы проводим видеоэстафету. Наши местные профсоюзные организации выкладывают трёхминутные видеоролики на тему «За что я люблю профсоюз». Эффект оказался потрясающим! Огромное количество просмотров! Их оценили не только в крае, округе, стране, но даже в Китае. Представляете, сколько людей узнали о том, что делает наша организация, как помогает педагогам?!
Руки прочь от льгот!
- И что же вы делаете, чтобы жизнь педагога стала лучше?
- Мы постоянно предотвращаем попытки сокращения льгот для педагогических работников. Заключено новое отраслевое соглашение между краевой организацией и министерством образования края. Этот документ «страхует» педагогов от многих неприятностей. Например, в этом соглашении есть разделы, которые, касаются аттестации. Чтобы подтвердить свой профессионализм, педагогу нужно проходить аттестацию раз в 5 лет. Мы договорились с социальными партнерами , что для женщин в декретном отпуске сохраняется оплата труда сроком до одного года, а человек, которому осталось 2 года до пенсии, не проходит её вовсе, при этом оплата труда остается по ранее действующей категории. Ещё одна наша задача - сохранить уже полученные гарантии. Удлинённый отпуск, досрочная пенсия и другие преференции. Много раз пытались пересмотреть у педагогов право на труд и отдых. Не позволяем. Хотят изменить и льготу для сельских учителей по 100%-ному возмещению затрат на коммунальные услуги. Но мы отстаиваем право на ее сохранение. Кроме того, педагоги края именно благодаря отраслевому соглашению, получают 25% «сельских», это такая надбавка к зарплате за то, что они живут и работают в сельской местности. Не везде в России эта выплата сохранилась. Благодаря усилиям педагога перенесли уже дважды введение профстандарта педагога. Поняли, что он не готов, не соответствует требованиям и чаяниями самих людей…
Не каждый выдержит
- На ваш взгляд, какие сегодня самые главные проблемы в образовании края?
- Кадры - самая актуальная тема. Во-первых, многих опытных работников необходимо переучивать, это требование сегодняшнего дня. Во-вторых, в наших рядах недостаточно молодёжи. А те молодые люди, которые приходят, часто не задерживаются надолго, уходят через пару месяцев. Их понять можно. Тяжело, сложно, ответственно, не каждый выдержит. Один из аспектов работы над престижем педагогической профессии - это материальное стимулирование. В селе, так точно нужны «подъёмные», жильё. Тогда можно будет решить проблему дефицита учителей, особенно молодых. А пока у нас стареют кадры. Последние годы растёт количество вакансий в школах и садах. Поэтому нагрузка на учителей увеличивается, на одного педагога - 1,5, а то и 2 ставки.
- Что самым важным считаете в своей работе?
- Наша миссия - объединить коллектив, при этом внимание нужно уделять каждому человеку. Наша организация не просто защищает права и благосостояние трудящихся, но и борется за справедливость. А когда человек видит, что мы отстояли его интересы - он благодарен нам и сам готов помогать.
Мнение
Председатель Лермонтовской городской организации профсоюза работников народного образования и науки, учитель начальных классов Елена Васильева:
«Больше 30 лет я работаю учителем начальных классов. Мне нравится приносить пользу. Учить детей читать, писать, помогать им становиться личностью. Многому учусь и я у детей, общаясь с ними, всегда познаю что-то новое и интересное. В профсоюз я вступила ещё студенткой педагогического института. Это был решающий момент в моей жизни. Так до сих пор я с ним и неразлучна. Я точно знаю, что профессиональный союз нужен, это единственная организация, которая сейчас стоит на страже социально-экономической позиции всех педагогов.
Даёт самую нужную и своевременную информацию и по нормативно-правовой базе, и о ситуации в образовании в целом. Вот сейчас профсоюз добивается справедливости по заработной плате педагогов. Мы все слышим о том, как нам повышают зарплаты, но на самом деле, рассчитывая среднюю заработную плату, говорят об общем доходе, а не о ставке. Забывая при этом, что этот доход складывается из дополнительной нагрузки на педагога. Лично мне профсоюз много дал. Я научилась работать с информационными технологиями, с компьютером, это мне очень помогает в моей педагогической деятельности. Я стала более коммуникабельной, больше знаю о своих правах. Но главное, я уверена, у меня есть очень крепкий тыл».