«Цель – привлечь внимание властей к острой нехватке инженеров и конструкторов в крае и стране», – говорит Николай Божко, организатор движения ставропольских моделистов.
Николай – не просто мастер с золотыми руками, способный починить любой прибор. Он – настоящий патриот, который уже пять лет пишет чиновникам всех «мастей», привлекая их внимание к самым острым проблемам образования и промышленности. Недавно вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин получил от него очередное послание. Ответа пока нет.
Старт для гения
Елена Панкова, «АиФ-СК»: В своих письмах вы просите власти возродить станции юных техников и инженерно-технические кружки. Неужели их уже не осталось?
Николай Божко: Кружки и станции юных техников – отличная стартовая площадка для будущих конструкторов и инженеров. Почему-то считается: чтобы обучить технического специалиста, достаточно вуза или даже колледжа. Глубокое заблуждение! Все наши великие конструкторы - Королёв, Илюшин, Яковлев - добились успеха именно потому, что начинали с кружков моделистов и станций юных техников. Будущего технаря нужно растить, начиная с 7-8 лет.
В 90-е в Ставрополе ликвидировали станцию юных техников. Из более чем 20-ти кружков моделистов в городе осталось три, да и те имеют серьёзные проблемы с финансированием.
Вот я и пытаюсь организовать городской центр инженерно-технического творчества, в который вошли бы кружки по авиа-, авто- и судомоделированию, а также радиокружок и кружки электроники и робототехники. Это, по сути, стало бы конструкторским бюро для будущих Королёвых.
– Судя по тому, что до сих пор пишете в Москву, эту идею пока осуществить не удалось…
Но все мои письма «спускают» в минобразования края, а оттуда мне приходят отписки. Я пробовал расшевелить и наш городской комитет образования. Мы провели даже совместный «круглый стол» по этому вопросу. Но что в итоге? Разочарование. Дескать, свободного здания для центра в городе нет.
– Предположим, вы откроете этот технический центр. А кто будет учить ребят? Преподавателей-технарей почти не осталось…
– Да, из-за мизерных зарплат знающие себе цену люди с золотыми руками отказываются преподавать в детских кружках и уходят в ремонтные мастерские, где можно достойно зарабатывать. Тем не менее я заручился поддержкой людей, которые готовы учить ребят в таком центре.
Вуза недостаточно
– Сейчас много говорят о возрождении ДОСААФ. Раньше там много занимались авиамоделированием…
– Увы, и там я пока не нашёл поддержки. При ставропольском ДОСААФ работает авиакружок, но держится он только на энтузиазме его руководителя Петра Гавриленко, которому уже 90 лет. Хорошо, что ДОСААФ помогает нам хотя бы в проведении соревнований. Не будем забывать: моделирование – это технический спорт, предполагающий соревнования. К большому сожалению, сейчас он в крае выживает только за счёт немногочисленных энтузиастов.
– Но недавно появились кружки робототехники, а в одном из вузов – даже центр для технически одарённой молодёжи.
– Да, и этот центр как-то посетил Президент России. Ему показали робота, а когда он спросил, сами ли ребята его сделали, они ответили: «Его купили».
А вот красноречивый пример из моей жизни. В одном из СХП края мне предложили работать преподавателем дополнительного образования - учить сельских ребят техническому творчеству. Скоро ведь даже ремонтировать комбайны будет некому.
Дефицит технических кадров ужасает!
Престиж рабочих, технических профессий подорван. Неудивительно, ведь такие у нас в обществе сейчас установки. Обидно, но моделирование в последние годы рассматривают как простое хобби.
Теперь о робототехнике. Она у детей сейчас в моде. Но мне всё это очень напоминает работу с конструктором «Лего». Соединение деталей, и больше ничего!
Такая же ситуация сейчас и с модельными кружками. Если раньше любую модель, будь то самолёт, корабль или ракета, создавали практически с нуля, то сейчас нередко пользуются «полуфабрикатами».
Покупают в магазине какие-то заготовки, что-то делают своими руками – и готово.
Нажми на кнопку
– Если следовать вашей логике, нам нечего ждать от отечественной, в том числе и ставропольской промышленности.
– Что такое импортозамещение, о котором сейчас так много говорят? Я его вижу так: если станок отечественный, значит, он не просто сделан в нашей стране, но и на нашем оборудовании. Но пока почти вся сборка – на импортных станках. И ещё. Есть две, на первый взгляд, вроде бы одинаковые, но принципиально разные профессии: токарь-фрезеровщик и оператор токарно-фрезерных станков с ЧПУ. Оба делают детали. Но первый специалист работает головой и досконально знает всё и о самом станке, и о деталях. Второй лишь нажимает на нужные кнопочки. Я – за универсала, который бы и устройство станка знал, и мог на нужные кнопочки нажимать. Вот тогда всё в нашей промышленности будет в порядке.
– Сколково может остановить утечку мозгов на Запад?
– Пока я вижу только красивый фасад. Результатов нет. Обидно за державу: мы изобретаем – на Западе внедряют.
Но главное, что меня удручает, - современное среднее образование. Из школьной программы убрали черчение, астрономию, а математику преподают так, что многие, оканчивая школу, даже базовый ЕГЭ по этому предмету сдать не могут. Знаю, о чём говорю: моя младшая дочь учится в четвёртом классе. К счастью, у меня сохранились советские учебники. И заниматься по ним дочери гораздо интереснее, нежели по современным пособиям. А главное – результаты лучше.