Детские качели в уютном дворике где-то под Цхинвалом. Безоблачный пейзаж враз перечёркнут безжалостно растоптанным счастьем. Война. Танк на фоне некогда мирных будней. Так 16-летний Никита Басов увидел события страшных августовских дней 2008-го, когда в Южной Осетии рвались снаряды и гибли люди.
«Он очень серьёзно относится к своим работам, темы – только то, что действительно волнует парнишку. Эту небольшую диараму «Принуждение Грузии к миру» он делал самостоятельно, как и все свои макеты, – говорит Александр Швец, руководитель клуба батально-исторического моделирования «Арсенал» Центра военно-патриотического воспитания молодёжи Пятигорска.– Самую большую на нашем конкурсе метровую диараму, где спецназ штурмует захваченный диверсантами завод, он сделал тоже в одиночку».
Наставник с уважением относится к самостоятельности Басова: подросток консультируется с наставником, нередко реализуя в итоге собственное решение.
Батально-исторические занятия давно стали одними из самых востребованных, работ – всё больше. Вот и решили конкурс провести. Педагоги отмечают, что акцент делается не только на умении собрать модель, смастерить сюжетную композицию, правильно раскрасить баталистов-солдатиков. Ребята изучают хронологию военных событий, рода войск, виды вооружения. И тонкости обмундирования бойцов и офицеров. Мальчишки сразу замечают погрешности, иной раз мелькающие в кино. К примеру, погон у красноармейцев в 1941-м ещё не было, они появились только в 1943-м. Знаки отличия военнослужащих – петлички. Какого «солдатика» с какой винтовкой или у какой пушки поставить – знают чётко. Подготовка детальная. Погружение в историю учит бережнее относиться к родной стране, к тому пути, что пройден за века.