Этой весной была принята Стратегия социально-экономического развития Ставрополя до 2035 года. В качестве независимого эксперта на публичных слушаниях выступил кандидат географических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики СКФУ Раким Махмудов. Он говорил о перспективах краевого центра как основного ядра ставропольской агломерации. «АиФ-СК» побеседовал с учёным о том, для чего это нужно и почему вопрос стал обсуждаться именно сейчас.
Станет миллионником?
Анна Учаева, «АиФ-СК»: Раким Камилович, вопрос объединения Ставрополя с соседними населёнными пунктами поднимается регулярно. Но пока ни разу не перешёл в плоскость конструктивного обсуждения, за которым могли бы последовать какие-то практические действия. При этом очевидно, что все агломерацию понимают по-разному. Что вы имеете в виду, когда об этом говорите?
Раким Махмудов: Сразу скажу, что агломерация - это не слияние и не имеет ничего общего с желанием отдельных городов изменить границы за счёт прилегающих территорий. Это, скорее, про умение договариваться и работать друг с другом для общей пользы без объединения в одно муниципальное образование.
Агломерацию нельзя создать, её формирование определяется историческим развитием поселений в конкретной географической ситуации. Универсальных решений нет, всё зависит от особенностей конкретного региона. Наработана мировая практика организации советов агломераций, куда входят все главы населённых пунктов. Они планируют развитие своих территорий с учётом общих интересов. У кого-то есть свободные земли, у других - лучше инфраструктура, у третьих - сконцентрированы промышленные объекты и так далее.
В ставропольскую агломерацию логично включить Ставрополь, Невинномысск, Шпаковский, Кочубеевский, Труновский, Грачёвский, Изобильненский муниципальные округа. Также в зону 1,5-часовой транспортной доступности попадают значительные территории Петровского и Новоалександровского городских округов, Красногвардейского района.
Получается следующее: центральное ядро - Ставрополь и земли в радиусе 40-45 км от него, в том числе Шпаковский район с Михайловском. Внешняя зона - Невинномысский и Изобильненский ареалы. Периферия - окраины Кочубеевского, Шпаковского районов, Грачёвского, Труновского районов и Изобильненского округа. Территории по факту равнозначные, но концентрация ресурсов и людей разная. Так, если в Ставрополе плотность населения достигает почти 2 тыс. человек на 1 кв. км, то в сёлах она может быть меньше 90 человек на такой же площади. Есть расчёты, что в целом по агломерации к 2040 году численность населения увеличится на 97 тыс. чел. и превысит 1 млн жителей. К тому же на долю Ставропольской агломерации приходится более 64% строительства жилья по краю, а 89% этого объёма - на Ставрополь и Шпаковский район с Михайловском.
- Что участники агломерации могут предложить друг другу?
- Ставрополь - административный и научно-образовательный центр (в нём 16 вузов, где учатся около 70 тысяч студентов). Здесь сконцентрировано большинство объектов здравоохранения и культуры. Это самый густонаселённый город в крае. Но львиная доля промышленных предприятий находится в Невинномысске и его окрестностях. Аграрный комплекс рассредоточился по сёлам. В Изобильном активно развивается туристический кластер вокруг Новотроицкого водохранилища - обновляются базы отдыха, появляются водные виды спорта. Кочубеевский округ известен своими термальными источниками. А в природном заказнике «Стрижамент» сотни туристов собирает уникальная экологическая тропа. Шпаковский район славится небольшими базами отдыха с рыбалкой. В таких условиях бизнес, место жительства и досуг не обязательно должны быть сосредоточены в границах одного города, района. Но важно, чтобы это не доставляло дискомфорт.
Что больше привлечёт людей: локальные проекты или возможность за одну поездку посетить музей, базу отдыха с рыбалкой, искупаться в термальном источнике, подышать свежим воздухом на экотропе? Думаю, ответ очевиден. Совместная разработка таких разноплановых маршрутов позволит «перезапустить» каждую территорию, сделать наш край интересным для гостей из других регионов.
- Но все эти факторы давно известны, почему активное обсуждение началось только сейчас?
- На самом деле о взаимодействии говорится давно. Наглядная иллюстрация - Татарское городище, расположенное одновременно в Ставрополе и Шпаковском районе. Понятно, что его развитие невозможно без сотрудничества города и округа. А планы в отношении заповедника грандиозные: при достаточном финансировании планируется создать здесь археологический парк с развитой инфраструктурой.
Первоочередные потребности важнее
- Ещё одна агломерация, создание которой также обсуждается, - Кавминводская.
- Известны такие планы. Но она отличается от Ставропольской: нет одного чётко выраженного ядра, города примерно равнозначны по возможностям и ресурсам, упор делается именно на привлечение туристов. Есть и другие особенности: расположение в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, особый правовой статус территории, законодательно закреплённые границы региона, наличие документов территориального планирования для всей территории КМВ.
Самый масштабный пример взаимодействия городов на КМВ - создание велотерренкура. Да, вокруг него велось много споров. Но мы видим как Железноводск, Лермонтов и Минеральные Воды договорились о строительстве велоинфраструктуры, которая будет использоваться и для транспортного передвижения в обход трасс, и для мероприятий федерального уровня. Один город не смог бы воплотить такой мощный проект, а три обеспечат и протяжённость, и разнообразие ландшафтов.
Вообще до последнего времени на законодательном уровне как такового определения агломерации не было. Но в прошлом году Минэкономразвития РФ предложило узаконить понятие «городская агломерация», разработав соответствующий законопроект. Если его примут, изменения внесут в другие законы и Гражданский кодекс. Предполагается, что для совместного решения различных вопросов власти населённых пунктов смогут заключать межмуниципальные соглашения, учреждать межмуниципальные предприятия, работающие в сферах транспортного сообщения, газо-, водоснабжения и так далее. Уверен, не останется без внимания и поддержка бизнеса. Но до придания агломерациям статуса государственного института все вопросы, связанные в том числе с управлением, остаются дискуссионными.
- С какими проблемами, на ваш взгляд, придётся столкнуться при формировании агломераций?
- Серьёзным препятствием могут стать инфраструктурные ограничения - инженерные и транспортные. Всё начинается с ключевых моментов: чтобы привлечь бизнес на какой-то участок, к нему нужно провести дороги и коммуникации. В каком бы живописном месте ни находился водоём, если к нему трудно подъехать, он заинтересует только любителей дикого отдыха. Вряд ли кто-то поедет в музей, стоящий в чистом поле. Поэтому стартовать надо с малого: многофункциональных туристических маршрутов, которые не требуют больших финансовых затрат, уже построенных дорог и коммуникаций.
Вторая проблема - разные модели управления территориями и первоочередные потребности населённых пунктов. Вряд ли вы задумаетесь о покупке автомобиля, если у вас нет стиральной машины. Так и здесь: когда не хватает школ, популяризация баз отдыха отходит на второй план. В регионе Кавминвод есть туристы и есть местные жители. У них разные запросы и потребности. Первым важны современные санатории и разнообразный досуг, вторым - комфортная городская среда с достаточным числом школ, детских садов. И очень важно при распределении средств соблюсти баланс, ведь ресурсы (земля, инженерная инфраструктура) одни.
Да, появление агломераций - вопрос недалёкого будущего. Но только практика покажет, о какие подводные камни можно споткнуться. Однако в любом случае в России немного мест с выгодными климатическими условиями. А юг привлекателен даже в силу ментальности. И это конкурентное преимущество Ставрополья с уникальным расположением, когда недалеко и горы, и три моря (Чёрное, Каспийское и Азовское), и курорты КМВ, нужно использовать.
По городам Северного Кавказа прошёл «Тур уличных культур-2021»
Ольга Кормухина назвала Ставрополь родным для себя городом
Стоять можно, но дорого. Решат ли платные парковки проблемы городов СКФО?
Власти Кисловодска по итогам конкурса выбрали логотип города из 38 работ
Зачем в Ставрополе изменили герб города, добавив корону?