1412

Операция «Агломерация». Выгодно ли объединять города и округа Ставрополья?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-СК 21/04/2021
Раким Махмудов / Из личного архива

Этой весной была принята Стратегия социально-экономического развития Ставрополя до 2035 года. В качестве независимого эксперта на публичных слушаниях выступил кандидат географических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики СКФУ Раким Махмудов. Он говорил о перспективах краевого центра как основного ядра ставропольской агломерации. «АиФ-СК» побеседовал с учёным о том, для чего это нужно и почему вопрос стал обсуждаться именно сейчас.

Станет миллионником?

Анна Учаева, «АиФ-СК»: Раким Камилович, вопрос объединения Ставрополя с соседними населёнными пунктами поднимается регулярно. Но пока ни разу не перешёл в плоскость конструктивного обсуждения, за которым могли бы последовать какие-то практические действия. При этом очевидно, что все агломерацию понимают по-разному. Что вы имеете в виду, когда об этом говорите?

Раким Махмудов: Сразу скажу, что агломерация - это не слияние и не имеет ничего общего с желанием отдельных городов изменить границы за счёт прилегающих территорий. Это, скорее, про умение договариваться и работать друг с другом для общей пользы без объединения в одно муниципальное образование.

Агломерацию нельзя создать, её формирование определяется историческим развитием поселений в конкретной географической ситуации. Универсальных решений нет, всё зависит от особенностей конкретного региона. Наработана мировая практика организации советов агломераций, куда входят все главы населённых пунктов. Они планируют развитие своих территорий с учётом общих интересов. У кого-то есть свободные земли, у других - лучше инфраструктура, у третьих - сконцентрированы промышленные объекты и так далее.

В ставропольскую агломерацию логично включить Ставрополь, Невинномысск, Шпаковский, Кочубеевский, Труновский, Грачёвский, Изобильненский муниципальные округа. Также в зону 1,5-часовой транспортной доступности попадают значительные территории Петровского и Новоалександровского городских округов, Красногвардейского района.

Получается следующее: центральное ядро - Ставрополь и земли в радиусе 40-45 км от него, в том числе Шпаковский район с Михайловском. Внешняя зона - Невинномысский и Изобильненский ареалы. Периферия - окраины Кочубеевского, Шпаковского районов, Грачёвского, Труновского районов и Изобильненского округа. Территории по факту равнозначные, но концентрация ресурсов и людей разная. Так, если в Ставрополе плотность населения достигает почти 2 тыс. человек на 1 кв. км, то в сёлах она может быть меньше 90 человек на такой же площади. Есть расчёты, что в целом по агломерации к 2040 году численность населения увеличится на 97 тыс. чел. и превысит 1 млн жителей. К тому же на долю Ставропольской агломерации приходится более 64% строительства жилья по краю, а 89% этого объёма - на Ставрополь и Шпаковский район с Михайловском.

- Что участники агломерации могут предложить друг другу?

- Ставрополь - административный и научно-образовательный центр (в нём 16 вузов, где учатся около 70 тысяч студентов). Здесь сконцентрировано большинство объектов здравоохранения и культуры. Это самый густонаселённый город в крае. Но львиная доля промышленных предприятий находится в Невинномысске и его окрестностях. Аграрный комплекс рассредоточился по сёлам. В Изобильном активно развивается туристический кластер вокруг Новотроицкого водохранилища - обновляются базы отдыха, появляются водные виды спорта. Кочубеевский округ известен своими термальными источниками. А в природном заказнике «Стрижамент» сотни туристов собирает уникальная экологическая тропа. Шпаковский район славится небольшими базами отдыха с рыбалкой. В таких условиях бизнес, место жительства и досуг не обязательно должны быть сосредоточены в границах одного города, района. Но важно, чтобы это не доставляло дискомфорт.

Что больше привлечёт людей: локальные проекты или возможность за одну поездку посетить музей, базу отдыха с рыбалкой, искупаться в термальном источнике, подышать свежим воздухом на экотропе? Думаю, ответ очевиден. Совместная разработка таких разноплановых маршрутов позволит «перезапустить» каждую территорию, сделать наш край интересным для гостей из других регионов.

- Но все эти факторы давно известны, почему активное обсуждение началось только сейчас?

- На самом деле о взаимодействии говорится давно. Наглядная иллюстрация - Татарское городище, расположенное одновременно в Ставрополе и Шпаковском районе. Понятно, что его развитие невозможно без сотрудничества города и округа. А планы в отношении заповедника грандиозные: при достаточном финансировании планируется создать здесь археологический парк с развитой инфраструктурой.

Первоочередные потребности важнее

- Ещё одна агломерация, создание которой также обсуждается, - Кавминводская.

- Известны такие планы. Но она отличается от Ставропольской: нет одного чётко выраженного ядра, города примерно равнозначны по возможностям и ресурсам, упор делается именно на привлечение туристов. Есть и другие особенности: расположение в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, особый правовой статус территории, законодательно закреплённые границы региона, наличие документов территориального планирования для всей территории КМВ.

Самый масштабный пример взаимодействия городов на КМВ - создание велотерренкура. Да, вокруг него велось много споров. Но мы видим как Железноводск, Лермонтов и Минеральные Воды договорились о строительстве велоинфраструктуры, которая будет использоваться и для транспортного передвижения в обход трасс, и для мероприятий федерального уровня. Один город не смог бы воплотить такой мощный проект, а три обеспечат и протяжённость, и разнообразие ландшафтов.

Вообще до последнего времени на законодательном уровне как такового определения агломерации не было. Но в прошлом году Минэкономразвития РФ предложило узаконить понятие «городская агломерация», разработав соответствующий законопроект. Если его примут, изменения внесут в другие законы и Гражданский кодекс. Предполагается, что для совместного решения различных вопросов власти населённых пунктов смогут заключать межмуниципальные соглашения, учреждать межмуниципальные предприятия, работающие в сферах транспортного сообщения, газо-, водоснабжения и так далее. Уверен, не останется без внимания и поддержка бизнеса. Но до придания агломерациям статуса государственного института все вопросы, связанные в том числе с управлением, остаются дискуссионными.

- С какими проблемами, на ваш взгляд, придётся столкнуться при формировании агломераций?

- Серьёзным препятствием могут стать инфраструктурные ограничения - инженерные и транспортные. Всё начинается с ключевых моментов: чтобы привлечь бизнес на какой-то участок, к нему нужно провести дороги и коммуникации. В каком бы живописном месте ни находился водоём, если к нему трудно подъехать, он заинтересует только любителей дикого отдыха. Вряд ли кто-то поедет в музей, стоящий в чистом поле. Поэтому стартовать надо с малого: многофункциональных туристических маршрутов, которые не требуют больших финансовых затрат, уже построенных дорог и коммуникаций.

Вторая проблема - разные модели управления территориями и первоочередные потребности населённых пунктов. Вряд ли вы задумаетесь о покупке автомобиля, если у вас нет стиральной машины. Так и здесь: когда не хватает школ, популяризация баз отдыха отходит на второй план. В регионе Кавминвод есть туристы и есть местные жители. У них разные запросы и потребности. Первым важны современные санатории и разнообразный досуг, вторым - комфортная городская среда с достаточным числом школ, детских садов. И очень важно при распределении средств соблюсти баланс, ведь ресурсы (земля, инженерная инфраструктура) одни.

Да, появление агломераций - вопрос недалёкого будущего. Но только практика покажет, о какие подводные камни можно споткнуться. Однако в любом случае в России немного мест с выгодными климатическими условиями. А юг привлекателен даже в силу ментальности. И это конкурентное преимущество Ставрополья с уникальным расположением, когда недалеко и горы, и три моря (Чёрное, Каспийское и Азовское), и курорты КМВ, нужно использовать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах