349

Стоять можно, но дорого. Решат ли платные парковки проблемы городов СКФО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-СК 07/04/2021
Улицы Нальчика забиты машинами.
Улицы Нальчика забиты машинами. / Казбек Бейтуганов / Из личного архива

Власти Нальчика предлагают ввести плату за парковку на центральных улицах. Ради чистого воздуха в курортном городе они хотят пересадить автовладельцев на общественный транспорт. В Ставрополе опыт платного паркинга уже есть, но принёс ли он ожидаемый эффект? Проблему изучал «АиФ-СК».

Автомобили в три ряда

Администрация Нальчика запланировала реформу всей транспортной инфраструктуры, начиная от замены маршруток большими и низкопольными автобусами и заканчивая созданием платных и бесплатных парковок. Сейчас автомобили в центре города стоят в два ряда, мешая пешеходам и движущемуся транспорту.

«Нальчик превратился в большую хаотичную парковку, - говорит исполняющий обязанности руководителя департамента развития города Казбек Бейтуганов. - Раньше разрешение на организацию парковки выдавалось просто, достаточно было подать заявление в администрацию. Поэтому владельцы магазинов и кафе без проблем создавали парковочные места, зачастую за счёт уменьшения пешеходных дорожек, газонов, вырубки деревьев. Но сейчас и эти парковки забиты, автомобили ставят в два ряда. Такая картина, например, на улице Пушкина, где много магазинов, банков и других организаций. У нас есть служба, которая занимается эвакуацией, но она физически не справляется».

Предложение ввести платные парковки прозвучало сначала на сессии совета местного самоуправления, где глава города Таймураз Ахохов рассказал о грядущей транспортной реформе, а потом на форуме по развитию туризма. Выступавшая на нём руководитель московского Центра городских проектов «Штаб» Дарья Распопина рассказала, что доходы бюджета от платной парковки обычно невелики, а решать проблему хаотичного расположения автомобилей на проезжей части можно и другими способами: создавать парковочные места, чётче следить за соблюдением правил парковки. За границей, по её словам, каждый город решает проблему по-своему. На тихих улочках Берлина автомобили свободно стоят по обе стороны дороги. А вот власти Белграда полностью  очистили от парковок центральную часть города.

«Дискуссия на форуме показала, что общественность к платным парковкам относится не очень хорошо, город пока к ним не готов, - говорит руководитель нальчикского института развития города «Платформа» Оксана Шухостанова. - В некоторых местах их можно будет организовать, когда у нас будет хорошая транспортная инфраструктура. Пока в приоритете развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры, замена маршруток на автобусы. Возможно, люди сами захотят пересесть в комфортный и безопасный транспорт».

Больше зелени - меньше углерода

Казбек Бейтуганов уверяет, что власти не собираются спешить с платными парковками, но рано или поздно этот вопрос перед городом встанет.

«Для жителей Нальчика это не такое уж новшество. У нас есть платные парковки, например, возле рынков в центре и в микрорайоне Дубки, где работают три частных и одна муниципальная парковка. Час там стоит 30-50 рублей, - рассказал и. о. руководителя департамента. - Город сможет пусть немного, но зарабатывать на парковках и вкладывать эти деньги в дальнейшее развитие инфраструктуры».

Идея всей транспортной реформы - улучшить экологическое состояние города-курорта, снизив так называемый углеродный след, основную часть которого оставляют автомобили. К 2030 году администрация хочет добиться, чтобы выбросов углерода было не больше, чем может поглотить зелень. Поэтому, с одной стороны, власти активно взялись за озеленение города, а с другой - стараются пересадить людей с машин на общественный транспорт, велосипеды и самокаты. Кроме того, планируют развивать каршеринг - краткосрочный прокат автомобилей.

Ставрополь разочарован

Нальчик ориентируется на опыт таких городов, как Москва, Тверь, Казань, Краснодар, но есть пример и более близкий - это Ставрополь, где почти весь центр с 2015 года постепенно покрыли платные муниципальные парковки. Их организовывала и эксплуатировала по договору с мэрией краснодарская фирма, оставлявшая себе основную часть прибыли. За четыре года город на этом заработал лишь около 9 млн руб., включая штрафы за неоплату, и посчитал большинство парковок нерентабельными. Там, где не было шлагбаумов, водители просто игнорировали паркоматы. А идентифицировать неплательщиков было сложно, так как муниципалитет по закону не имел доступа к федеральным базам личных данных (сейчас эта нестыковка в правовом поле снята).

В декабре 2020 года администрация расторгла контракт с краснодарцами. До февраля все полсотни муниципальных парковок были бесплатными, в статус платных к настоящему времени вернулись только пять из них. Обслуживает их бюджетное учреждение «Транссигнал». Час парковки стоит, как и раньше, 30 рублей. 15 минут можно стоять бесплатно. «Обустройство новых парковочных мест на платной основе не планируется. Бесплатные обслуживают районные администрации», - сообщили в мэрии.

Автолюбителей платные парковки только раздражали.

«Их делали для того, чтобы у эвакуаторов было больше работы и доходов, потому что люди вынуждены были ставить машины вдоль дорог, - говорит ставрополец Абдулла. - И дело не только в нежелании платить за парковку. Например, на стоянку у бизнес-центра на Ленина, которая осталась, платной, я заезжать зарёкся. Как-то у них паркомат заглючил, шлагбаум не открывался, и я час времени потерял».

А вот таксистам отмена платы за парковку осложнила жизнь. Раньше им было просто найти место, чтобы дождаться или высадить пассажира. Теперь припарковаться негде ни платно, ни бесплатно.

«В городе нет специальных стоянок для такси, хотя соответствующий знак предусмотрен ПДД, - говорит руководитель юридической службы ставропольского профсоюза профессиональных водителей Александр Клименко. - Раньше два места с такими знаками были на автовокзале, но «бомбилы» добились, чтобы их убрали».

По мнению юриста, парковки в городе переполнены ещё и из-за непрезентабельного общественного транспорта.

«Люди и хотели бы ездить на работу в автобусах, но не на раздолбанных, вонючих ПАЗиках, - говорит он. - Они комфортно доезжают на личном автомобиле до офиса и оставляют его на парковке на восемь часов. Тем же, кто приехал ненадолго в центр по делам, остановиться негде».

Ставропольцы в принципе должны изменить отношение к автомобилю, полагает Александр Клименко, и ездить на нём только в случае острой необходимости: куда не ходит общественный транспорт или за крупными покупками.

От врача - на штрафстоянку

В других городах Ставрополья люди жалуются на полный запрет стоянок у социально значимых объектов. Независимый общественный совет Минераловодского горокруга недавно добился, чтобы сняли запрещающие знаки у рынка и городской поликлиники.

«Ситуация с парковками в Минводах кошмарная, хотя, наверное, это болезнь всего края, а может быть, и России, - говорит председатель совета Алексей Костин. - Человек с температурой остановился у поликлиники, пошёл к врачу, вышел, а машины нет. Иди пешком, ищи свою машину на штрафстоянке. Она частная, и на ней даже квитанцию не дают. Всё по карманам расходится. А штраф с работой эвакуатора  - это целых 5 тыс. руб.».

А вот убедить железнодорожников открыть привокзальную площадь так и не получилось.

«Вокзал в Минводах - это ворота Северного Кавказа, но возле него парковки нет. Железнодорожники из антитеррористических соображений поставили шлагбаум, за которым стоят автомобили сотрудников. Провожающим и встречающим заезжать туда нельзя. Нужно тащить чемоданы за версту, - посетовал Алексей Костин. - Единственное, чего нам удалось добиться: в районе вокзала на улице Ленина сделали одностороннее движение, и теперь там может стать хотя бы десяток машин».


Между тем

В Москве, которую многие считают примером для подражания, стоимость муниципальных парковок в центре с 5 апреля увеличилась до 380 рублей. Организация «Автомобилисты Москвы» в связи с этим организовала флешмоб интернет-писем к президенту России с резкой критикой всей системы платных парковок в столице. Как сказано в обращении к главе государства, подорожание делает фактически невозможным посещение центра столицы на личном автомобиле и ведёт не к устранению дефицита парковок, а к сегрегации по имущественному признаку.

По данным организации, Москва, несмотря на дороговизну парковок, в 2020 году заняла первое место в мире по пробкам. А постоянное расширение зоны платной парковки повышает социальную напряженность и ухудшает качество жизни москвичей.


Комментарий

Депутат Думы Ставропольского края Александр Сысоев:

депутат Александр Сысоев

«На этой неделе я повторно внесу законопроект о запрете платных парковок возле социальных учреждений. Мне его возвращали на доработку. Суть проста: рядом с социальными, медицинскими, культурными объектами, школами, детскими садами, парками должны быть зарезервированы территории под бесплатные парковки, а создание платных - недопустимо. Такие законы уже есть в некоторых регионах страны.

Люди должны иметь к этим объектам равный свободный доступ без платежей. Как обустраивать парковки - проблема местных властей.

У нас в крае пока эти территории массово не переданы коммерческим компаниям, но жалобы из городов КМВ и Ставрополя мне поступали.  Я не предлагаю отбирать уже созданные парковки, но после истечения срока аренды они должны быть переданы муниципалитетам.

Зачем брать с людей деньги, пополнять бюджет, а потом из этого бюджета помогать, потому что им на жизнь не хватает?»


Точка зрения

Директор некоммерческой организации «Города за здравый смыл» Станислав Киреев:

«Платные парковки в центре города стимулируют людей пользоваться общественным транспортом или выбирать альтернативные способы передвижения: самокат, велосипед, пешие прогулки или совместные поездки с коллегами. Отказ от личного транспорта уменьшает число пробок и помогает развивать сеть общественного транспорта и системы краткосрочного проката. Город становится более экологичным, более удобным для проживания. Бизнесу в центре города проще конкурировать, поскольку клиенты знают, что всегда найдут место для парковки, что его не займут на весь день автомобили офисных работников.

Если оставить всё как есть, не менять транспортные привычки людей,  будет только хуже, потому что уровень обеспеченности автомобилями растёт. Но нужно понимать, как много общественного пространства занимает одна машина, и нести за это ответственность».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах