Примерное время чтения: 8 минут
519

Мэрия – без «окон». Как работают офисы МФЦ на Ставрополье?

АиФ-СК №7 15/02/2017
Даже электронная очередь не освобождает от ожидания.
Даже электронная очередь не освобождает от ожидания. / Елена Панкова / АиФ

Жители Ставрополя и других городов края уже привыкли к офисам с вывесками «МФЦ». Многофункциональные центры с «одним окном» или, как их всё чаще называют, «Мои документы» - комфортнее многих государственных «контор».

Тотальный мониторинг

Три года назад, когда муниципалитеты осваивали государственные субсидии на реконструкцию зданий, предназначенных для размещения МФЦ, Контрольно-счётная палата Ставрополья обнаружила нецелевое использование более 56 млн рублей, или почти трети всех выделенных на это средств.

В 2016 году прокуратура края, как следует из официального сообщения, заставила тогдашнего директора краевого МФЦ вернуть в казну 500 тысяч рублей. Едва приступив к должностным обязанностям, он выписал себе премию в размере 20-ти должностных окладов – более 340 тысяч рублей, а затем ещё одно вознаграждение – из 15-ти окладов.

Впрочем, с недавних пор эта служба находится под контролем кураторов – министерств экономического развития страны и края.

После каждого обращения в МФЦ клиент получает SMS с просьбой оценить работу «одного окна» по пятибалльной шкале. Могут даже позвонить из Москвы – с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся деятельности сотрудников таких центров.

Только через суд? 

Жалоб на многофункциональные центры пока немало. Многие посетители недовольны, например, тем, что в «одно окно» не передали многие муниципальные услуги.

«Органам местного самоуправления невыгодно отдавать в МФЦ такие «лакомые куски», как, к примеру, градостроительные услуги, - говорит Наталия Полякова, юрист из Михайловска. – Для получения  разрешения на строительство дома нужно по старинке идти в местную администрацию. А там – сплошные отказы. Чтобы на законных основаниях начать ИЖС, нужно выбивать разрешение через суд».

Увы, и в работе самих сотрудников офисов «Мои документы» огрехов хватает. 

Житель Ставрополя Николай Р. несколько лет назад сделал пристройку к квартире на первом этаже. Узаконил её через суд.

Оформив все необходимые документы, обратился в МФЦ за выпиской, подтверждающей, что площадь квартиры увеличилась.  

Но сотрудница МФЦ, которая готовила документы для передачи в Росреестр, выполнила обязанности недобросовестно. Вместо одного вида госпошлины она ошибочно распорядилась оплатить другой. И документы «завернули» в краевом управлении Росреестра.

«Пришлось идти туда и разбираться, - вспоминает Николай. – Там неприятно удивили: заплатить нужно было не 350 рублей, а тысячу целковых. Но в случае ошибки при оплате госпошлины предусмотрен  возврат только половины суммы! К тому же и само разбирательство отняло у меня массу времени».

Ставропольчанка Ольга В. осталась недовольна работой центрального офиса МФЦ краевой столицы:

«Чтобы оформить ребёнку СНИЛС, прождала 40 минут, - возмущается Ольга. – При этом работали далеко не все окна. Когда наконец-то попала на приём, ещё и услышала упрёк от сотрудницы, что предварительно не заполнила анкету с данными ребёнка. Но на информационных стендах МФЦ, посвящённых оформлению СНИЛСа, - ни слова об анкете!»

Долой волокиту!

Правда, немало и тех, кого работа МФЦ устраивает. 

«Недавно меняла паспорт, - рассказывает Елена Калитина из Ставрополя. – Заранее позвонила в паспортный стол, чтобы узнать, какие документы нужны. Неприятно удивил длинный список «бумажек», в числе которых – свидетельство о рождении. А оно утеряно. Пока восстановишь, может пройти отведённый для замены паспорта месячный срок, придётся платить немаленький штраф. Да и приёмные часы в паспортном столе очень неудобные. А в МФЦ можно и в субботу прийти. Там никакого свидетельства о рождении с меня не потребовали.

Кстати, в паспортном столе, куда я пришла получать новый документ, тоже обнаружила перемены к лучшему. Благодаря МФЦ очередей  там теперь почти нет!»

Нет необходимости сидеть часами в очереди и у тех, кому понадобились услуги Пенсионного фонда. Кстати, по данным ставропольского отделения ПФР, после передачи части функций в МФЦ в этом ведомстве в 2015-м сократили 45 чиновников, а в 2016-м – более 100.

Кстати
Теперь в МФЦ можно получить: российский паспорт, загранпаспорт нового образца, водительские права.

Правозащитник из ст. Ессентукской Георгий Легкобитов обращался в МФЦ на КМВ несколько раз и в целом остался доволен:

«Там всё как-то обыденно, «по-семейному», нет высокомерия и снобизма, присущих чиновникам. Очень важно, что возле офиса МФЦ есть удобная парковка, да и для лиц с ограниченными возможностями там многое предусмотрено».

«В МФЦ на нет сведена коррупционная составляющая, - продолжает Легкобитов. - Приятно, что почти нет очередей, хотя знакомые говорят, что случаются и наплывы. Но хотелось бы видеть больше таких центров в спальных микрорайонах, причём оборудованных не только пандусами, но и всем, что необходимо для обеспечения полноценной доступной среды для инвалидов».

Комментарий

Сергей Владимиров, юрист, экс­руководитель МФЦ в Ставрополе:

«Несколько лет назад я стоял у истоков создания МФЦ и  могу говорить о предварительных итогах. Какова главная цель при создании этих центров? Обеспечить  максимальные удобства гражданам. В идеале  человек должен иметь возможность, придя в одну  точку всего лишь с паспортом, получить услугу.

Но пока более успешно это получается  с федеральными услугами. При этом не  нужно забывать о том, что МФЦ лишь принимает документы, а услуги продолжают предоставлять в госучреждениях.

К сожалению, даже приём документов не все чиновники хотят отдавать в МФЦ. И если, к примеру, Росреестр в своих  региональных отделениях резко сократил число окон по приёму документов, то в иных городах и сёлах Ставропольского края до сих пор идёт «битва» за приём разрешительных документов при  предоставлении земельных участков, реконструкции помещений и др. 

А ведь ещё несколько лет назад в мэрии Ставрополя обсуждали вопрос о том, чтобы доступ гражданам  в городской комитет по градостроительству вообще закрыть, полностью передав приём документов в МФЦ.

Больной вопрос – финансирование этих центров. У сотрудников – низкие зарплаты, изношен  автопарк. Между тем большинство документов по­прежнему – на бумаге, их перевозят из одного ведомства в другое. Решить проблему с финансированием могли бы платные услуги. Их давно внедрили  в МФЦ Татарстана и  других регионах, но ставропольские чиновники пока на это не решились».        

Особое мнение

Павле Мрвалевич, сопредседатель краевого отделения «ОПОРЫ России», бизнесмен:

«Перед  МФЦ федеральные власти изначально  поставили две главные задачи ­  облегчить гражданам доступ к госуслугам благодаря сервису «Одно окно» и поставить заслон коррупции. Специалисты МФЦ – это не чиновники, а просто операторы. Система организована таким образом, что у оператора нет заинтересованности брать мзду.

Полагаю, что с обеими главными задачами краевые  многофункциональные центры успешно справляются. В крае, по моим данным, центры «Мои документы» оказывают уже более 450­ти госуслуг. Это гораздо больше минимума, которого требует федеральный центр, ­ 50 услуг. Хорошо, что появились в крае и МФЦ для предпринимателей. Нам, бизнесменам, зачастую необходимы специфические услуги».

Официально

Как сообщили в ГКУ Ставропольского края «МФЦ», в 2016­м в офисах «Мои документы» оказали почти 2 млн услуг – в два раза больше, чем в 2015­м. Сократилось количество обращений граждан напрямую в госорганы. В МФЦ заявителю приходится ждать своей очереди менее 15 мин.

По результатам опроса в 2016­м, МФЦ Ставрополья заняли 12­е место в стране по уровню качества работы. В прошлом году более миллиона жителей края высоко оценили работу этих центров. И только 6,6 тыс. чел. указали на недостатки.

По данным Корпорации малого и среднего предпринимательства, наш край занял первое место по реализации проекта «МФЦ для бизнеса».

Сейчас МФЦ работают на средства из регионального и муниципального бюджетов. Но они активно возвращают эти деньги – за счёт госпошлины, собранной в этих центрах. В 2016 г. благодаря госпошлине бюджеты разных уровней пополнились более чем на 200 млн руб.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах