Жители Ставрополя и других городов края уже привыкли к офисам с вывесками «МФЦ». Многофункциональные центры с «одним окном» или, как их всё чаще называют, «Мои документы» - комфортнее многих государственных «контор».
Тотальный мониторинг
Три года назад, когда муниципалитеты осваивали государственные субсидии на реконструкцию зданий, предназначенных для размещения МФЦ, Контрольно-счётная палата Ставрополья обнаружила нецелевое использование более 56 млн рублей, или почти трети всех выделенных на это средств.
В 2016 году прокуратура края, как следует из официального сообщения, заставила тогдашнего директора краевого МФЦ вернуть в казну 500 тысяч рублей. Едва приступив к должностным обязанностям, он выписал себе премию в размере 20-ти должностных окладов – более 340 тысяч рублей, а затем ещё одно вознаграждение – из 15-ти окладов.
Впрочем, с недавних пор эта служба находится под контролем кураторов – министерств экономического развития страны и края.
После каждого обращения в МФЦ клиент получает SMS с просьбой оценить работу «одного окна» по пятибалльной шкале. Могут даже позвонить из Москвы – с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся деятельности сотрудников таких центров.
Только через суд?
Жалоб на многофункциональные центры пока немало. Многие посетители недовольны, например, тем, что в «одно окно» не передали многие муниципальные услуги.
«Органам местного самоуправления невыгодно отдавать в МФЦ такие «лакомые куски», как, к примеру, градостроительные услуги, - говорит Наталия Полякова, юрист из Михайловска. – Для получения разрешения на строительство дома нужно по старинке идти в местную администрацию. А там – сплошные отказы. Чтобы на законных основаниях начать ИЖС, нужно выбивать разрешение через суд».
Увы, и в работе самих сотрудников офисов «Мои документы» огрехов хватает.
Житель Ставрополя Николай Р. несколько лет назад сделал пристройку к квартире на первом этаже. Узаконил её через суд.
Оформив все необходимые документы, обратился в МФЦ за выпиской, подтверждающей, что площадь квартиры увеличилась.
Но сотрудница МФЦ, которая готовила документы для передачи в Росреестр, выполнила обязанности недобросовестно. Вместо одного вида госпошлины она ошибочно распорядилась оплатить другой. И документы «завернули» в краевом управлении Росреестра.
«Пришлось идти туда и разбираться, - вспоминает Николай. – Там неприятно удивили: заплатить нужно было не 350 рублей, а тысячу целковых. Но в случае ошибки при оплате госпошлины предусмотрен возврат только половины суммы! К тому же и само разбирательство отняло у меня массу времени».
Ставропольчанка Ольга В. осталась недовольна работой центрального офиса МФЦ краевой столицы:
«Чтобы оформить ребёнку СНИЛС, прождала 40 минут, - возмущается Ольга. – При этом работали далеко не все окна. Когда наконец-то попала на приём, ещё и услышала упрёк от сотрудницы, что предварительно не заполнила анкету с данными ребёнка. Но на информационных стендах МФЦ, посвящённых оформлению СНИЛСа, - ни слова об анкете!»
Долой волокиту!
Правда, немало и тех, кого работа МФЦ устраивает.
«Недавно меняла паспорт, - рассказывает Елена Калитина из Ставрополя. – Заранее позвонила в паспортный стол, чтобы узнать, какие документы нужны. Неприятно удивил длинный список «бумажек», в числе которых – свидетельство о рождении. А оно утеряно. Пока восстановишь, может пройти отведённый для замены паспорта месячный срок, придётся платить немаленький штраф. Да и приёмные часы в паспортном столе очень неудобные. А в МФЦ можно и в субботу прийти. Там никакого свидетельства о рождении с меня не потребовали.
Кстати, в паспортном столе, куда я пришла получать новый документ, тоже обнаружила перемены к лучшему. Благодаря МФЦ очередей там теперь почти нет!»
Нет необходимости сидеть часами в очереди и у тех, кому понадобились услуги Пенсионного фонда. Кстати, по данным ставропольского отделения ПФР, после передачи части функций в МФЦ в этом ведомстве в 2015-м сократили 45 чиновников, а в 2016-м – более 100.
Правозащитник из ст. Ессентукской Георгий Легкобитов обращался в МФЦ на КМВ несколько раз и в целом остался доволен:
«Там всё как-то обыденно, «по-семейному», нет высокомерия и снобизма, присущих чиновникам. Очень важно, что возле офиса МФЦ есть удобная парковка, да и для лиц с ограниченными возможностями там многое предусмотрено».
«В МФЦ на нет сведена коррупционная составляющая, - продолжает Легкобитов. - Приятно, что почти нет очередей, хотя знакомые говорят, что случаются и наплывы. Но хотелось бы видеть больше таких центров в спальных микрорайонах, причём оборудованных не только пандусами, но и всем, что необходимо для обеспечения полноценной доступной среды для инвалидов».
Комментарий
Сергей Владимиров, юрист, эксруководитель МФЦ в Ставрополе:
«Несколько лет назад я стоял у истоков создания МФЦ и могу говорить о предварительных итогах. Какова главная цель при создании этих центров? Обеспечить максимальные удобства гражданам. В идеале человек должен иметь возможность, придя в одну точку всего лишь с паспортом, получить услугу.
Но пока более успешно это получается с федеральными услугами. При этом не нужно забывать о том, что МФЦ лишь принимает документы, а услуги продолжают предоставлять в госучреждениях.
К сожалению, даже приём документов не все чиновники хотят отдавать в МФЦ. И если, к примеру, Росреестр в своих региональных отделениях резко сократил число окон по приёму документов, то в иных городах и сёлах Ставропольского края до сих пор идёт «битва» за приём разрешительных документов при предоставлении земельных участков, реконструкции помещений и др.
А ведь ещё несколько лет назад в мэрии Ставрополя обсуждали вопрос о том, чтобы доступ гражданам в городской комитет по градостроительству вообще закрыть, полностью передав приём документов в МФЦ.
Больной вопрос – финансирование этих центров. У сотрудников – низкие зарплаты, изношен автопарк. Между тем большинство документов попрежнему – на бумаге, их перевозят из одного ведомства в другое. Решить проблему с финансированием могли бы платные услуги. Их давно внедрили в МФЦ Татарстана и других регионах, но ставропольские чиновники пока на это не решились».
Особое мнение
Павле Мрвалевич, сопредседатель краевого отделения «ОПОРЫ России», бизнесмен:
«Перед МФЦ федеральные власти изначально поставили две главные задачи облегчить гражданам доступ к госуслугам благодаря сервису «Одно окно» и поставить заслон коррупции. Специалисты МФЦ – это не чиновники, а просто операторы. Система организована таким образом, что у оператора нет заинтересованности брать мзду.
Полагаю, что с обеими главными задачами краевые многофункциональные центры успешно справляются. В крае, по моим данным, центры «Мои документы» оказывают уже более 450ти госуслуг. Это гораздо больше минимума, которого требует федеральный центр, 50 услуг. Хорошо, что появились в крае и МФЦ для предпринимателей. Нам, бизнесменам, зачастую необходимы специфические услуги».
Официально
Как сообщили в ГКУ Ставропольского края «МФЦ», в 2016м в офисах «Мои документы» оказали почти 2 млн услуг – в два раза больше, чем в 2015м. Сократилось количество обращений граждан напрямую в госорганы. В МФЦ заявителю приходится ждать своей очереди менее 15 мин.
По результатам опроса в 2016м, МФЦ Ставрополья заняли 12е место в стране по уровню качества работы. В прошлом году более миллиона жителей края высоко оценили работу этих центров. И только 6,6 тыс. чел. указали на недостатки.
По данным Корпорации малого и среднего предпринимательства, наш край занял первое место по реализации проекта «МФЦ для бизнеса».
Сейчас МФЦ работают на средства из регионального и муниципального бюджетов. Но они активно возвращают эти деньги – за счёт госпошлины, собранной в этих центрах. В 2016 г. благодаря госпошлине бюджеты разных уровней пополнились более чем на 200 млн руб.