1348

Без гавани. Эксперт о том, почему России нужен новый космический порт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-СК №15 12/04/2017
Марина Лысцева / Роскосмос

С чего начинается космос?

Анна Максименко, «АиФ-СК»: Рафаэл Сергеевич, вы больше 20 лет прослужили на Байконуре, откуда такая страсть к ракетам? И не хотелось ли стать космонавтом?

Рафаэл Атаян: Родители были военнослужащими. Всё своё детство я провёл в Казахстане, на озере Балхаш, в закрытом городке Сары Шаган, рядом с полигоном противокосмической обороны. Я видел новейшую ракетную технику, рос в этой атмосфере. Но самое большое влияние на выбор профессии оказал запуск первого человека в космос.

Помню 12 апреля 1961 года, я - двенадцатилетний мальчишка - на улице из динамика репродуктора услышал голос Левитана: «Запущен космический корабль «Восток -1» с гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным». Как я тогда был рад! Я увидел светлое будущее: земляне на Луну и Марс летают на экскурсии. И так захотелось самому проектировать и испытывать ракеты! В 8-м классе на школьном дворе я уже запускал самодельные ракеты с пороховыми двигателями, а после уроков читал лекции младшим классам об освоении космоса.

– В итоге мечта сбылась? Как попали на космодром и чем там занимались?

– После окончания Ростовского высшего командного инженерного училища я по распределению попал на Байконур. Был поражён его мощью. Ведь это был первый и крупнейший в мире космодром. И почти всё, что там происходило, находилось под грифом «Совершенно секретно». Даже спустя 5 лет после отставки я должен был хранить молчание. А старожилы рассказывали, что когда строили Байконур, то ему давали специальные почтовые адреса, которые периодически меняли: «Кзыл-Орда-9» и «Ташкент 99», «Ленинск». Назначение объекта скрывали, говорили, что строят стадион (для создания которого почему-то съехались военные со всей страны). Но когда я туда попал, это был уже действующий на полную мощность космодром. Меня сразу назначили в научно-испытательное управление ракет стратегического назначения тяжёлого класса.7 лет занимался этим, а потом 14 лет - испытаниями ракетно-космического комплекса «Зенит», который шёл на замену космических кораблей «Союз». Работа была очень интересная. Но если при испытании находили какую-то неисправность, не спали сутками – обнаружить причину и устранить всегда требовалось срочно.

Р. Атоян (крайний слева) работал с Г. Титовым (в центре). Фото: Из личного архива/ Рафаэл Атаян

Где наш причал?

– А в каком состоянии сегодня наша космическая отрасль?

– С распадом СССР наша страна, первая выпустившая человека на орбиту, фактически оказалась без космической гавани.

Байконур, расположенный рядом с космическим полигоном, когда-то был оазисом в казахских степях. Зелёный цветущий город, население около 100 тысяч человек. Больницы, школы, училища… А уж обеспеченность продуктами была лучше, чем в Москве! Ещё бы, ведь там жили те, кто осваивал межпланетное пространство, лучшие умы, военные. Средний возраст жителей города - был 30 лет.

В кризисный период космодрома, после распада СССР, количество космических запусков резко сократилось, неясен был и статус космодрома, поскольку он «оказался» на территории суверенного Казахстана.

Как известно, с 1994 года космодром передали в аренду России на срок до 2050 года. Ежегодно Россия платит Казахстану около 3,5 млрд рублей за аренду, а еще примерно 1,5 млрд рублей в год уходит на поддержание объектов космодрома. Сейчас там проживают около 70 тыс. человек, из них 37% – граждане России. Казахстан предлагает перераспределить полномочия с решением вопросов о переходе Байконура под юрисдикцию Казахстана и самостоятельной эксплуатации комплекса после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома Россией после 2050 года. В дальнейшем космодром планируется реконструировать в международный центр космических полётов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.

Однако Россия не собирается уходить с Байконура и тем более дарить его Казахстану. Казахстан не сможет самостоятельно его эксплуатировать: для этого там просто нет специалистов и космической отрасли. В правовом смысле Байконур — часть России, а не Казахстана.

– Новый космодром изменит ситуацию?

– Аналогом Байконура станет «Восточный» - будущий основной российский космодром, который строится на Дальнем Востоке в Амурской области, в районе Благовещенска. Он находится практически на одной широте с Байконуром. Если опять возникнут трения с Казахстаном, «Восточный» после 2018 года возьмёт на себя все функции Байконура, в том числе пилотируемые космические пуски и вывод тяжёлых грузов на орбиту. Сейчас в России создана новейшая ракета «Ангара» с комплектацией модулей в зависимости от поставленной задачи. Комплексы «Ангара» и «Союз» станут основными на космодроме «Восточный».

Кстати
За 60 лет работы Байконура было запущено более 2000 космических аппаратов, около 180 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет и почти 100 типов космических аппаратов. На околоземную орбиту запущено более 180 человек, 140 из которых – российские космонавты. 24 октября на космодроме считается «чёрным» днём. На эту дату никогда не намечают запуск. Именно в этот день в 1960­м году при запуске ракеты из­за технической неполадки произошёл несчастный случай. На стартовой площадке случился пожар. Погибли 29 человек, пострадали -­ 125.

К 2030 году 90% запусков Россия будет проводить с собственных космодромов «Плесецк» и «Восточный», доля Байконура упадёт с 75% до 10%.

Пионеры

– За время работы на Байконуре приходилось ли встречаться с известными космонавтами?

– Я был секретарём госкомиссии по испытанию комплексов «Зенит», председателем – Герман Титов. Он всегда говорил: «Я – герой народный». К нему любой человек мог обратиться с просьбой о помощи, он никогда не отказывал, всегда решал любые проблемы, не отворачивался, не ссылался на занятость. Был очень открытый и душевный человек. Будучи начальником, никогда ни на кого не повышал голос.

Встречался и с Алексеем Леоновым, человеком, который выходил в открытый космос. Он тоже отличался широтой души, простым характером, очень любил делиться воспоминаниями.

Вообще Гагарин, Титов, Леонов, Терешкова – это были первопроходцы, которых выбрали из нескольких тысяч желающих отправиться во Вселенную. На первых космонавтах изучали воздействие космоса на человека: как переносятся перегрузки, невесомость, справляются ли с новой техникой?

У России – уникальные результаты пилотируемых полётов. Однако в последние годы у нас решаются только задачи транспортного обеспечения международной космической станции и запуски навигационных спутников на орбиту земли. Сейчас все планируют полёты на Луну и Марс. Скорее всего, это будут международные программы, потому что эти полёты чрезвычайно сложны и технически, и финансово.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах