«Порядок в сфере капитального ремонта наступит только тогда, когда будет персональная ответственность чиновников и руководителя Фонда за качество ремонта», - считает Юрий Фунда, член Общественной палаты края, предприниматель в сфере ЖКХ.
50 на 50
Анна Максименко, «АиФ-СК»: Большинство жителей края исправно платят за капремонт (по данным регионального министерства ЖКХ, собираемость взносов более 80%). Но улучшений, как правило, не видят. Более того, иногда ремонт приводит к печальным последствиям. Так, в Пятигорске в ходе работ обвалилась стена дома…
Юрий Фунда: Проводили анализ качества капремонта в регионе, в том числе опрашивали жильцов. Тех, кто доволен и не доволен, оказалось почти поровну. Половина недовольных – это, конечно, много. Почему так? Ошибка была допущена с самого начала. Краевой закон обязал УК и ТСЖ предоставить в течение месяца информацию о домах. Управляющие компании в спешке отправили данные, которые нашли по устаревшим документам. Муниципалитеты в течение трёх месяцев, не успевая ничего проверить, передали сведения в уполномоченные органы - министерство ЖКХ и Фонд капремонта. Те, в свою очередь, сформировали проект региональной программы на 30 лет. И всё. На самом деле никто не проверял, правильно ли указана площадь, насколько изношены коммуникации, может быть какой-то дом за последние 20 лет сильно «просел» и стал аварийным. Документы сдали и вздохнули с облегчением: задание выполнили. В итоге - масса погрешностей. Крышу, например, надо перекрыть, но вместо 1000 кв. м указали 800. Вот подрядчик (ремонтная бригада) и ремонтирует то, что ему сказали, а не то, что на самом деле нужно. О каком качестве в этом случае может идти речь?
– И кто за это несёт ответственность?
Всё выше и выше
– Ещё одна больная тема – постоянный рост тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Однокомнатная квартира, в которой живёт один человек, в месяц обходится почти в 3,5 тыс. руб. За что мы платим? И почему так много?
– Если мы возьмём платёжку, то там 10% - содержание дома (уборка территории, текущий ремонт, устранение аварийных ситуаций), столько же – капремонт. Остальные траты (80%) - это теплосеть, водоканал, электроснабжение. Почему растут тарифы? Среди очевидных причин – инфляция. Но бывают и совершенно непонятные скачки. Например, вывоз мусора. В Ставрополе он подорожал на 20-40%. Цены подняли именно мусоровывозящие компании. Объясняют они это тем, что мусор приходится теперь возить на другой полигон, услуги которого стоят дороже почти в два раза. Ехать туда дальше и дорога плохая. Но почему решили поменять полигон – непонятно. Старый ближе, тариф вдвое меньше, лицензия на утилизацию мусора есть. В чём проблема?
Вслед за мусоровывозящими компаниями Ставрополя цены подняли и другие подобные организации по всему краю. Региональная тарифная комиссия (РТК) не устанавливает цену на вывоз мусора, её регулирует рынок. По идее можно найти другую компанию. Но у нас их не так много, и цены примерно одинаковые.
А из чего складываются тарифы – это вообще «военная тайна»! Много раз обращались за этой информацией в РТК, но внятного ответа так и не получили! Кроме инфляции и затрат на обслуживание водонасосной станции, например, в тарифе сидит и покупка служебного автомобиля для руководителя компании. И общественности об этих тратах редко становится известно. Скандал с покупкой «Ставрополькрайводоканалом» дома за 17 млн руб. – скорее исключение.
И ещё один существенный момент, который влияет на размер тарифа. Например, в том же водоканале не скрывают, что15% стоимости воды – это расходы, которые закладываются на потери в сети – попросту утечки.
Не для людей
– Но что-то изменить, добиться справедливости практически невозможно. У простого человека возможности диалога с властью вообще сильно ограничены…
– Увы, это так - чиновники не слышат людей. У нас многое функционирует не так, как нужно. Ведь, по-хорошему, следить за порядком, своевременно устранять проблемы должны ответственные за это органы и лица. Они должны работать на людей и прислушиваться к их мнению. Но у нас всё наоборот. Такое ощущение, что чиновники уверены: не власть для людей, а люди для власти.
Видимость диалога общества и власти есть. Почти при всех организациях есть общественные советы – при министерстве ЖКХ, при ГУВД, при Фонде капремонта и так далее. Но что делают в этих советах? 40 человек сидят и кивают головами, когда им что-то рассказывают чиновники, и лишь 2-3 общественника что-то доказывают и спорят.
Качество жизни падает. Растёт разрыв между богатыми и бедными. Прослойка между ними – так называемый средний класс – исчезает. Бедных становится всё больше. Это заметно в том числе и по росту долгов по коммунальным платежам.
А что делать? Хоть Президенту письмо пиши, всё равно в итоге твоё обращение попадёт к тому, на кого пожаловался. Так устроена система - на выходе в большинстве случаев получается отписка. И люди понимают, что нет смысла тратить своё время и нервы. Терпят и приспосабливаются.