Что нужно, чтобы переломить ситуацию в сфере ЖКХ? Об этом мы беседуем с руководителем регионального центра «ЖКХ-контроль» (Ставрополь) Максимом Боркутом.
Лобби для УК
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Максим Максимович, вас не смущает, что около 50 управляющих компаний края до сих пор не подали документы на лицензирование? С первого мая без лицензии работать уже нельзя…
Максим Боркут: Да, ещё около 50-ти УК этого не сделали. Но это не значит, что они не хотят получить эти лицензии. Только 10 апреля в краевую комиссию по лицензированию поступило 40 таких заявок. Как можно в таком цейтноте качественно оценить их работу?
Удручает, но по нашим данным (а «ЖКХ-контроль» тоже участвует в работе этой комиссии), из тех УК, которые уже получили лицензии, немало сомнительных. Но общественников в комиссии мало, а чиновники, которых там большинство, зачастую лоббируют интересы компаний.
– Почему?
– Нередко, поменяв одну букву в названии УК, руководители регистрируют ту же самую организацию в качестве новой. В итоге проверять нечего. Неудивительно, что пока только две компании не смогли получить лицензии. Но это не значит, что их навсегда «отлучили» от ЖКХ. «Управленцы» могут подавать документы на лицензирование многократно. Вам это ничего не напоминает? Для меня очевидно сходство с ЕГЭ. Двоечника можно натаскать, и он исправит свою плохую оценку, не зная предмет хорошо.
– Для чего же тогда лицензии, если от коммунальщиков-двоечников они не избавляют?
– Это не совсем так. Всё-таки какие-то рычаги воздействия на нерадивые УК появились. Теперь если компания, получившая лицензию, допустит хотя бы два административных нарушения, перед судом можно ставить вопрос о том, чтобы лишить её лицензии.
Когда ремонт?
– Вместо ТСЖ теперь будут ТСН. Что это такое?
– Да, если собственники жилья выберут такой способ управления домом, им теперь нужно создавать уже не ТСЖ, а ТСН – товарищество собственников недвижимости. Это будет объединение не только владельцев квартир, но и тех, кто имеет в собственности иную недвижимость, например, коммерческие площади на первых этажах многоэтажек.
– Кстати, об иной недвижимости. Что делать жильцам, которых лишили доступа к подвалам?
– Только судиться! По закону подвалы – общая собственность жильцов МКД. Но отбивать её, увы, приходится в суде.
– Деньги на капремонт с жильцов уже собирают. Но гарантируют ли нам, что уже в этом году этот самый ремонт начнут делать?
– Сбор взносов начался пока только в Ставрополе и крупных городах края. В краевой столице платежи, начиная с февраля, собирает городской расчётный центр. А вот на периферии их до недавнего времени собирать было некому! Лишь недавно вроде бы договорились об этом с почтовиками. Неудивительно, что из 370 миллионов, которые уже должны были скопить на эти цели, в краевом фонде капремонта пока только 57 млн.
– Что же это получается? Многим жильцам МКД вскоре начнут приходить платёжки по капремонту с суммами не только за текущий месяц, но и за предыдущие? А сам капремонт из-за этого отложат на потом?
– Похоже на то. По моим сведениям, в этом году он запланирован в 83 домах края. Но в 34-ти из них его будут проводить по ещё старым федеральным программам.
А когда начнут ремонтировать дома, на которые сдают деньги жильцы? Наверное, не скоро. Лишь в апреле стартуют конкурсы среди подрядчиков, которые будут проводить капремонт МКД. Более далёкие перспективы и вовсе туманны. По моим подсчётам, чтобы за 30 лет, отведённых на реализацию этой новой программы, отремонтировать все 9,5 тыс. МКД, в год нужно проводить капремонт в трёхстах. Это будет непросто!
– Вы упомянули ставропольский городской расчётный центр (СГРЦ). Почему у этой структуры, изначально сугубо бухгалтерской, так много функций? Не превышает ли СГРЦ свои полномочия, выбивая из людей долги за ЖКХ?
Одно очевидно: сбором долгов с организаций и населения должен заниматься не СГРЦ.
– А кто?
– Полагаю, те организации, перед которыми возникает задолженность. Кстати, знаете, сколько задолжал весь наш край за коммуналку? Более пяти миллиардов рублей! По данным федерального Министерства ЖКХ и строительства, Ставрополье по различным показателям в ЖКХ – худшее в стране.
– Что можете изменить вы, общественники?
– Поверьте, делаем всё что можем. Но движения нам навстречу со стороны властей не видим. Пришлось приостановить деятельность ставропольского городского «ЖКХ-контроля», потому что у мэрии, видите ли, нет возможностей помочь общественникам с офисом и оргтехникой. А как же Указ Президента РФ №600, предусматривающий создание системы общественного контроля в сфере ЖКХ? Почему нет чётких указаний о финансировании таких центров? Полагаю, оно должно быть федеральным. Только тогда мы будем независимы от местных властей.