Примерное время чтения: 5 минут
2495

Вы нам подходите! Как работодатели обманывают сотрудников и соискателей

Поиск работы начинается вполне стандартно: первый шаг – размещение резюме в сети. Моментальный отклик поступает от фирмы, сотрудник которой забывает представиться, но обещает, что предложение меня заинтересует.

На собеседование приглашают в контору, расположенную недалеко от Нижнего рынка в краевом центре. У входа встречает консьерж, вручает анкету. Посетителей – десятка два: женщины предпенсионного возраста, пожилой мужчина в деловом костюме, девушка с пакетом памперсов. Все склонились над бланками: адрес, чем владеешь (квартира, дом, машина), имена родных…

На собеседование вызывают поочерёдно. Десяток рабочих столов. Вербовочный конвейер отлажен.

На заметку
Сообщать о нарушениях трудового законодательства можно по горячим номерам трудовой инспекции Ставрополья (8652) 37-­07­-24 и Федерации профсоюзов Ставропольского края (8652) 35-­18-­06.
Улыбчивый сотрудник компании представляется Александром. Просит рассказать о себе и показать паспорт. Название вакантной должности не сообщает. Интересуется: чем бы хотел заниматься соискатель?

«Сети» маркетинга?

Подозрение закрадывается, когда Александр удивляется зарплатным ожиданиям: «Как, 25-30 тысяч? Так мало?». Рассказывает, что буду получать гораздо больше, что впереди – командировки по всему миру.

– А родители у вас – пенсионеры? Хочется им помогать финансово? – интересуется собеседник тем, что обычно работодателя не волнует.

С интеллигентной женщиной-преподавателем за столом по соседству другой сотрудник обсуждает её детей, на которых постоянно не хватает средств – давят на самые очевидные болевые точки.

– Мы занимаемся международной торговлей, логистикой, транспортировкой, туризмом, – вещают вербовщики. – Работаем по всему миру. Подробнее расскажем, если вашу кандидатуру утвердят.

В девятом часу вечера телефонный звонок: «Вы прошли отбор! Приходите на следующий этап собеседования». Это означает, что нужно пройти обучение (3 лекции) и взять в библиотеке компании специальную литературу под залог в 250 рублей. Настораживает, что сайта у фирмы, которая работает «по всему миру», в интернете нет.

Но информация о работе конторы есть. Сотни негативных отзывов. Обнаруживается компания и в чёрных списках работодателей. Те, кто побывал на вступительных лекциях, подтверждают: компания занимается распространением китайских биологически активных добавок, косметики и массажёров.

– После собеседования я побывала на их «тренингах», – рассказывает Анастасия, одна из соискательниц. – Одно пустословие: заученные фразы о мотивации, об огромных заработках и возможностях. На большинство вопросов наши преподаватели не отвечали, обещая вернуться к ним в другой раз.

Тем не менее на последнем занятии всем показывают продукцию и предлагают перед приёмом на работу купить средств на сумму около 12 тысяч рублей – что-то вроде стартового пакета. Можно «подлечиться» или заняться перепродажей с вербовкой последующих «клиентов». Если же говоришь, что денег нет, напоминают о возможности взять кредит.

Правоохранительные органы против сетевого маркетинга бессильны – схема работы легальна. Да и отреагировать на их деятельность они могут только после заявления от потерпевшего. А большинство предпочитает с обманщиками не связываться – унесли ноги, и слава богу.

Кругом обман?

В кризисные времена число нечестных работодателей всегда растёт, и сетевой маркетинг – не единственная угроза для соискателей.

Доказать что-либо в проблемных ситуациях довольно сложно, особенно, если предприятия-работодатели – частные. Именно от бывших сотрудников негосударственных контор можно услышать о придуманных начальством штрафах и вынужденных увольнениях якобы «по собственному желанию».

– Есть жалобы и на несвоевременную выплату зарплаты, которую работники должны получать дважды в месяц, – говорит Анна Бутова, заместитель председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края. – Бывает, сотрудник полноценно работает, но при этом официально устроен только на 0,5 или даже 0,25 ставки. Некоторые работодатели вообще не подписывают трудовой договор, и если заболел или увольняешься, рассчитывать не на что.

В бесправное положение попадают и люди, которым работодатели навязывают гражданско-правовой договор, не предусматривающий «соцпакета». Подписывая соглашение, сотрудник не обязан работать ежедневно по 8 часов, но нередко начальство именно этого и требует.

Разговоры в сети
Викторович: Больше половины предприятий в Ставрополе платят «по чёрному», но народ доволен и такой зарплатой, потому как заводы стоят и «белой» зарплаты только на еду хватит.

Marina: Потратила время на стажировку, обещали трудоустроить официально. Прошло время, и мне заявили, что «соцпакета» и места в штате у них не было и нет.

Ангера: «Рабовладельцы» из чёрной з/п удерживают НДФЛ 13%. Помню, как один ИП умудрился удержать в первый месяц работы ещё и какие-­то «взносы в фонды» – 30%. Пришлось увольняться.

Вадим: За приём на работу на должность замруководителя сам же руководитель попросил взятку, чтобы «войти в долю» и «стать частью бизнеса». По истечении испытательного срока обещал сделать партнёром, хотя сто тысяч рублей просил сразу. Естественно без документов, расписок – зачем, дескать, нам бумажная волокита, налоги.

Артур: Генеральный директор обманывает целые бригады. Платит командировочные, а после внаглую говорит, что это был аванс.

Сотрудник: Начальник, сославшись на тяжёлое материальное положение фирмы, предложил нескольким сотрудникам оформить кредит. Забрал деньги, а через пару месяцев выплаты по кредиту прекратились, погашать нам самим пришлось.

Мнение эксперта

Лейла Свекольникова, начальник отдела анализа рынка труда и содействия трудоустройству населения министерства труда и социальной защиты Ставрополья:

­ Ситуация на рынке труда в Ставропольском крае остаётся стабильной, а уровень регистрируемой безработицы не превышает соответствующих значений прошлого года. Вместе с тем значительно снизилось число вакансий, заявляемых работодателями края в учреждения занятости населения. Так с начала года их число уменьшилось с 19 до 14 тысяч. Пока ситуация некритическая, так как одновременно снизилось количество граждан, которые обращаются за содействием в поиске работы, однако в дальнейшем это может привести к усилению конкуренции за рабочие места.

По данным мониторинга, значительных сокращений работодатели края не планируют, напротив, положение даже лучше, чем год назад. Тем не менее, чтобы не допустить резкого ухудшения ситуации, заранее разрабатываем меры поддержки. Например, программу, которая поможет временно занять сотрудников, находящихся под риском увольнения, и поддержать предприятия, которые оказывают значительное влияние на рынок труда края.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах