Досье: | |
---|---|
Александр Бегак родился в 1973 г. в Пятигорске. Выпускник Московского авиационного института. Сконструировал серию аппаратов на базе собственного изобретения – многофункционального бегалёта. Автор миротворческого проекта «Небесная одиссея – во славу России». Инженерконструктор, пилотиспытатель, советник специального представителя президента РФ по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова. |
Ставропольские бегалёты станут участниками Международного авиационно-космического салона «МАКС-2013». Подъём на эту высоту занял более 10 лет. Каково это – изобретателю из провинции – пробиваться в большое небо? Об этом наш разговор с конструктором и пилотом Александром Бегаком.
Через пробки – по воздуху
– Ваша лаборатория «Небесная Одиссея» готовится к масштабной презентации – в Жуковском бегалёты впервые покажут себя на практике, а что дальше?
– Важно, что на малую авиацию в России обратили внимание, при президенте РФ создали специальную комиссию. А на Ставрополье удалось привлечь внимание региональной власти к развитию индустрии всей малой авиации, это очень важно для сельского хозяйства, туризма. За рубежом небольшие самолёты и вертолёты используются как вид транспорта, у нас такую возможность представляет бегалёт – мини-автомобиль с мягким крылом. Модификация бегалёт-электро по земле и по воздуху движется со скоростью до 100 км в час. Представь, стартанул с небольшой площадки и перелетел спокойно все пробки, а приземлиться можно в любом месте. Добраться реально в такие точки, куда не доплыть, не долететь невозможно, только такой маленький проходимый бегалёт и способен. И для города, и для села, да что говорить, возможности широченные – МЧС, разведка, патрулирование, отдых, туризм, обычные бытовые дела. Бегалёты разные – летают и ездят на топливе. Этот – экологически чистый вариант, зарядка – от обычной розетки. Да, потребуются сервисные станции, но это новый формат жизни, более свободный.
– В отношении людей, придумывающих что-то новое, необычное, нередко бытует мнение, мол, заняться им нечем...
– Когда сам ломаешь руки, ноги, шею и продолжаешь выбранный путь, веришь, добиваешься – оглядываться не успеваешь. Работы так много, что отвлекаться на эти склоки некогда: собака лает, караван идёт. Я ведь с «самоделкина» начинал – в шесть лет сделал первую ракету, взорвалась она в полёте, прямо в комнате, разбив два аквариума. Бабушка Вера Герасимовна помогала «скрыть следы преступления». Ругать, дабы навсегда отбить охоту к техническому творчеству, не стала. В двенадцать я собрал первый летательный аппарат – деревянный винт выстругал из штурвала, сиденье трамвайное приспособил. Семья у меня спортивно-техническая: мама Людмила Семчук – двукратная чемпионка России по мотокроссу, сестра – мастер по парашютному спорту, математик, программист в НИИ. Объяснили мне – одного желания и энтузиазма мало, надо учиться. Я и сам к этому пришёл – на практике. Стал науки точные осваивать и потихоньку мастерить модели, аппараты и летать.
От первого лица
Справка: | |
---|---|
Бегалёт – транспортное средство, движущееся по земле и по воздуху с помощью мягкого крыла. Объединяет свойства электромобиля, минисамолета и параплана, обладает высокой проходимостью по бездорожью, для взлёта и посадки достаточно площадки от 5 до 50 метров, взлёт – практически вертикальный. |
– В своё время легендарного изобретателя, отца дальней авиации Игоря Сикорского поддержал император Николай II. В провинции проще или труднее получить признание?
– Ждать, что тебя оценят, не стоит – может быть поздно. Надо постоянно что-то делать, не впадать в уныние, следовать зову своей души. Я в начале «нулевых» пономарём в церкви служил, такой был позыв. Занимался с ребятами из детского дома, это дело я не оставляю.
Дети невероятно талантливые, сколько у нас таких по всей стране! Самородки, на которых никто внимания не обращает. Один из мальчишек, Олег Баскаев, стал мне сыном. Двое моих сыновей, Андрей и Кирилл, так сложилось, живут в Москве.
Поддержка – дело очень важное, кто это будет отрицать? Да, есть такие, кто мастерит что-то для себя, даже не задумываясь о внедрении своего открытия, другие просто руки опускают, устав обивать пороги и доказывать, что придумали нечто стоящее, уникальное. Изобретатели, как правило, потенциалом «пробивания» не обладают. Чаще проще сконструировать, чем добиться признания. На это годы уходят. И не важно, в провинции или в столицах. Нашей интернациональной команде с Северного Кавказа удалось на весь мир о себе заявить, когда мы были в экспедиции на Северном полюсе, испытывали надёжность бегалёта на Эльбрусе и в Антарктиде. Для меня важно, что я здесь, в Ставропольском крае, на своей малой родине смог чего-то добиться. Да, приходится стучаться во многие двери, встречать и недоверие, и неприятие. Но не редкость и искреннее участие и понимание. На самом деле, в нашей стране немало людей, готовых жить ради Родины.
– Но насчёт поддержки тебя везунчиком называют, хотя я знаю, главу региона отговаривали брать бегалёты на престижную немецкую выставку, где Ставрополье представляло свой инновационный потенциал впервые. Прочили полный провал «этому Бегаку»…
– Разве плохо, что твоё дело, твои мозги получили признание? А губернатор сказал мне: я видел, что ты сам у станка стоишь, своими руками детали точишь. Для него это стало показателем. В бегалёты в Ганновере садились министры и видные бизнесмены, главный дизайнер концерна BMW предложил мастер-класс совместно провести, президент РФ Владимир Путин лично пригласил на авиасалон в Жуковском. Несколько двух – и четырёхместных бегалётов-электро из СКФО будут возить гостей и участников «МАКСА-2013». Десятки наших многофункциональных аппаратов малой авиации разойдутся по странам мира. Что же, ждать пока китайцы производство наладят и потом хлопать крыльями?