Досье: | |
---|---|
Священник Антоний Скрынников родился в Элисте в 1984 году. Окончил СевКавГТУ, Институт Дружбы народов Кавказа. Специальности – социолог, преподаватель теологии. Сейчас работает над кандидатской диссертацией. Женат, воспитывает сына.
|
Недавно в Интернете появилась удивительная информация: дескать, в Дагестане выросло влияние протестантских сект. О том, как такое стало возможно в сугубо исламской республике и насколько актуальна сегодня эта проблема на Северном Кавказе, рассуждает настоятель воинского храма Дмитрия Донского, специалист-сектовед Антоний Скрынников.
Маска, я тебя не знаю
- Отец Антоний, информация о Дагестане – не «утка»? Ведь всё чаще приходится слышать совсем о другой угрозе - радикальном исламе, ваххабизме, в особенности в республиках нашего округа…
- Очень сомневаюсь, что подобные сведения достоверны, хотя признаю: современные тоталитарные секты (к примеру, «Свидетели Иеговы») способны заманить к себе любого - даже наиболее преданных своей религии мусульман.
- Именно эта секта, наверное, сейчас самая опасная?
- Она - одна из самых многочисленных и влиятельных в России. По некоторым данным, в рядах «иеговистов» сейчас более 140 тысяч человек.
Неудивительно: сектанты последовательно и методично «прочесывают» дома, они вхожи в больницы, проводят свои лекции среди самых широких слоев населения, в том числе среди слабослышащих, что, согласитесь, очень непросто организовать. Самыми же опасными считаю четыре направления: неопятидесятников, упомянутых уже «Свидетелей Иеговы», ваххабитов и неоязычников.
Что касается неопятидесятников, то эти сектанты страшны, в первую очередь, тем, что стараются во что бы то ни стало попасть во власть, и им нередко это удается. К тому же они «маскируются» под борцов с наркоманией и алкоголизмом, различные фонды.
Лучше не допустить
- Неужели нельзя запретить деятельность всех этих псевдоблагодетелей?
- В 2004-м в Москве «закрыли» секту «Свидетели Иеговы». И что вы думаете? Спустя два года они собрали еще больше сторонников и никого не боятся. А пятидесятники поступают очень хитро - постоянно переименовывают свои организации. «Исход», «Преображение России», теперь вот «Берег надежды» - всё это различные «вывески» неопятидесятников.
Конечно, нельзя сказать, что официальный запрет таких организаций – совсем уж бесполезная мера. Нет, секты на время лишаются банковских счетов, приостанавливают свою деятельность. У СМИ появляются новые поводы о них говорить, а значит, предупреждать население об их вреде…
- Что же противопоставить навязчивым «случайным прохожим» с красочными журналами? Они ведь очень убедительны, наверняка проходят специальную подготовку по психологической обработке людей…
- Если человек воспитан на классике, услышав рэп, он, скорее всего, им не увлечется. Если ребенка воспитывать правильно, в традиционных православных традициях, можно от многого уберечь, в том числе и от сектантства, и от наркомании. Что же касается спасения тех, кого уже втянули, вытащить человека из «лап» новых «наставников», увы, почти невозможно.
У нас в стране, к сожалению, очень мало сектоведов. Много лет назад я работал в Северо-Кавказском правозащитном центре. Нас там было всего трое: я, специалист по сектам; юрист и психолог. Не могу сказать, что нам никому не удалось помочь – одного парня после более чем года работы с ним вытащить из секты мы смогли. Но вот в Германии, например, в таких центрах на постоянных окладах работают по 40-50 человек. А это значит, что там не просто пытаются помочь, что называется, по факту, но и большую профилактическую работу выполняют.
- Безысходность какая-то…
- Я бы так не сказал. Если, не дай Бог, кто-то из ваших близких попал в секту, постарайтесь наладить с этим человеком контакт, не отталкивайте его от себя! Разговаривайте с ним о том, что ему близко.
Наведите справки о секте в Интернете, попытайтесь отыскать специалиста по сектоведению. Еще лучше, если вам удастся уговорить жертву сектантов прийти на беседу с таким специалистом.
- Как вы считаете, основы религиозных культур, которые в ставропольских школах стали преподавать раньше, чем в других регионах, можно считать своего рода профилактикой сектантства?
- Очень тяжело стартовал этот проект в наших школах. Почему-то православных священников у нас допускают только в тюрьмы, в которых сидят уже во многом потерянные для общества люди. А в школы – нет, дескать, клерикализм это.
В качестве примера идеального светского государства приводят США. При этом забывают, что там президент во время инаугурации держит руку на Библии, что в войсках давным-давно есть капелланы, что если хотя бы один ученик в школе воцерковлен, значит, учебное заведение обязано бесплатно обеспечить ему преподавание соответствующего курса.
Да, хорошо, что такой предмет у нас появился. Но достаточно ли двух лет для того, чтобы в достаточной степени изучить основы православной культуры?
Может быть добавить часов за счет, скажем, вредного для наших детей урока валеология?
- В числе самых опасных сект вы упомянули ваххабизм. Все чаще говорят о «синдроме Двораковского». Почему радикальные течения всё популярнее среди русских, которых родители наверняка крестили и водили в детстве в православную церковь?
- Мне доводилось встречаться с несколькими девушками, которые приняли ислам, выйдя замуж за мусульман. Ну, здесь всё понятно: их партнеры просто сыграли на чувствах. Стала женой – значит, принимай ислам.
Но вот что заметил: русские мусульманки всегда строже, нежели представительницы других национальностей, соблюдают обычаи этой веры.
Общая тенденция такова: если русский принял мусульманство, он становится более фанатичным его приверженцем, нежели представитель другой национальности. Наверное, глубинная причина – в незнании своей родной культуры.
Как сохранить человека в лоне Русской православной церкви? Только правильным его воспитанием с раннего детства.