Ставрополь, 27 декабря – АиФ-СК. Ещё 12 сентября этого года на заседании коллегии комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества было выработано решение о создании рабочей группы по организации работы с гражданами цыганской национальности по социализации их образа жизни, созданию общественных организаций, участию в общественной жизни края.
Исстари так сложилось, что у цыган своя жизнь, своя вера, своя культура, свои понятия о добре и зле. И пока чиновники на Ставрополье пытаются приобщить этот непокорный народ к цивилизации (а ныне наибольшая группа российских цыган проживает в Ставропольском крае, а также в соседних Ростовской и Волгоградской областях), нашлись энтузиасты, уже помогающие цыганам пойти правильным путём.
Так, в селе Елизаветинское Благодарненского района Ставрополья 26 декабря у них появилась своя церковь. Пока, к сожалению, своего отдельного помещения у неё нет. Цыгане – зачастую люди неверующие, те же, кто признаёт Высшие силы, как правило, исповедуют ту религию, которая более широко представлена в местности, где они проживают. Но в одну церковь с представителями других национальностей они практически не ходят, даже в этом вопросе держатся особняком.
Цыгане из Елизаветинского, а это более 40 семей, стали христианами. И это символично в преддверии светлого праздника Рождества Христова. Их духовный наставник, кстати, русский парень Алексей Товколенко, разрешивший собираться этим односельчанам у него дома, рассказал собравшимся о Боге, привёл духовное слово по Библии, о том, какой это грех для христианина – гадать и воровать, причём не только скот и деньги, но и людей (буквально три дня назад в соседнем с Благодарненским Александровском районе 30-летний цыган похитил несовершеннолетнюю, чтобы жениться, и увёз её в Сальск, делом занимается Следком России), а также применять сильный цыганский гипноз в мошеннических целях для получения личной выгоды.
Расплата за гадание
Цыганам прочитали главные библейские заповеди «Не укради» и другие. А в последнее время именно цыгане всё чаще стали и детишек своих бросать. А ведь раньше такого никогда не было – были счастливые многодетные семьи, ещё и чужих брали на воспитание. При этом одна пожилая цыганка поведала всем свою историю. Она много лет гадала за деньги, потом покаялась в церкви, но вновь не сдержалась и начала гадать. Очень вскоре её сильно избили – так она понесла своё наказание за грех.
Предки елизаветинских цыган раньше все кочевали, многие родом из Дагестана. Теперь вот оседлые, но дети ни у кого из них не ходят в школу, даже взрослые не умеют ни читать, ни писать, не понимают истинный смысл многих русских слов. У большинства так и нет паспортов, свидетельств о рождении детей, чиновники за всё требуют немалых денег, порой отказывая в помощи, гарантированной законами РФ для представителей всех национальностей. Поэтому цыган убеждали, что необходимо и самим учиться, и позволить дать образование детям. Для этого группа волонтёров намерена обратиться в министерство образования края с тем, чтобы в местной сельской школе выделить отдельный класс для цыган – и взрослых, и детей.
И хотя цыганский народ, как прозвучало, «находится под проклятием» именно из-за их повального грехопадения, также им напомнили их «светлую сторону», ведь они – представители одной из самых жизнерадостных и творческих народностей мира. Практически ни одна пышная русская свадьба не обходится без знаменитой «Цыганочки».
А уж дойдёт ли Божье слово до их умов – покажет время.