Ставрополь, 13 декабря – АиФ-СК. Вот уже второй день СМИ транслируют заявление зампреда Совета Федерации Александра Торшина, который предложил перевезти воспитанников детских домов Дальнего Востока и Крайнего Севера в регионы СКФО. Он считает, что это поможет переломить ситуацию с возвращением русского населения в республики Северного Кавказа. Но переехать сироты, согласно мнению Торшина, должны не в детский дом, а в кавказские семьи. Благодаря этому, считает сенатор, дети смогут постичь язык и культуру горских народов, что скажется на укреплении межнациональных отношений.
Кроме того, Торшин уверен, что это позволит создать на Кавказе новые рабочие места – воспитателей и другого персонала, а также привлечёт в округ дополнительное финансирование. Приёмные родители смогут рассчитывать на поддержку и зарплату.
Сэкономить на сиротах?
Мнение: | |
---|---|
Станислав Богословский, активист славянского движения на КМВ: Все время говорят, что русские должны ехать на Кавказ. Русские имеют право сами выбирать, хотят они ехать на Кавказ или не хотят! В России много национальностей. Почему свет клином на русских сошелся? Пусть все туда едут. На каком основании постоянно поднимают этот вопрос? Можно подумать, что там есть условия для нормального проживания русских. Если они были и когда они были, русские там нормально проживали. Что там делать, если там хроническая безработица? Это мечтания какие-то непонятные, эксперименты на людях. Ничего кроме крайне резкого негативного отношения это не вызывает. Я считаю это откровенной подлостью по отношению к русским детям и русским людям. |
По данным сенатора, содержание ребёнка в детском доме в среднем по России составляет от 300 тысяч до 1 млн рублей, на юге эта цифра в числе самых низких. К тому же, отмечает Торшин, местный климат гораздо благоприятнее северной мерзлоты и дальневосточных ветров. Увы, высказанный сенатором постулат о бесплатных фруктах, к которым только руку протяни, вынуждены опровергнуть – фрукты и овощи есть, но такие же привозные, что и в большей части страны – из Турции, Китая, Израиля и так далее. Местные яблоки и груши в сочных количествах давно не конкуренты крепким гладкобоким «понаехавшим» представителям фруктовой братии. Прежнее плодово-ягодное изобилие – редкость не за дёшево. Автор этих строк несколько лет назад готовила интервью с известной актрисой Татьяной Догилевой. Спортсменка-красавица из «Покровских ворот» вспоминала, как в своё время бывала в наших краях: «Нас, детей из рабочих семей с московских окраин, вывозили на лето в Ставропольский край. Мы объедались тутовником, собирали ягоды и фрукты. Три яблока – ведро. А какой аромат и вкус – таких яблок, как в том селе под Георгиевском, не найти». Спустя годы, вновь оказавшись на Ставрополье, актриса была удивлена переменами – как внешнего вида Кавминвод, так и сократившегося фруктового изобилия.
Отдыхающие в санаториях северяне также нередко жалуются – вместо ожидаемых местных фруктов в столовых – глянцевые гости из-за рубежа: «У нас таких полно, какой же это юг?». В сравнении с Крайним Севером и Дальним Востоком ситуация, понятное дело, всё же гораздо витамино-обильнее, но дело вовсе не в том, вопрос решается не в плане отдыха и оздоровления осиротевших детей. Он политический. И трактовать его в ключе разного рода плюсов не вполне корректно. Регион не назвать стабильным, это факт. Но стремление округа к статусу курортно-туристического находит понимание россиян. Немало и гостей дошкольного и подросткового возраста. Большую часть принимает курортный регион Кавминвод, но и другие субъекты не менее гостеприимны. В Джейрахском ущелье Ингушетии уже не раз гостили воспитанники Ивановского детского дома, в 1930 - 1940 годы – он стал родным для сотен детей антифашистов и борцов за свободу из разных стран мира. Практику Ингушской республики можно брать на вооружение: они возят детей и подростков на экскурсии, знакомят с историей, культурой, обычаями ингушей.
Тем временем: | |
---|---|
Наталья Платонова, помощник вице-премьера-полпреда в СКФО: – Одной лишь мерой вопрос с притоком русского населения в субъекты округа не решить. Необходим комплексный подход. Позиция Александра Хлопонина по привлечению людей на Северный Кавказ, прежде всего – в повышении качества жизни в регионе. На это направлена Госпрограмма развития СКФО, которая рассматривается сегодня в Правительстве России. В работе над документом приняли активное участие не только федеральные органы исполнительной власти, но и субъекты СКФО. В рамках принимаемых решений сегодня ведется активный диалог между властью и институтами гражданского общества. Подобные инициативы стоит прежде обсудить на тех дискуссионных площадках, что имеются в округе, например в Общественном совете или Экспертном совете при полпреде. |
Не куначество, СЕМЬЯ
Мадина Куваева, получившая в рамках Всекавказского молодёжного лагеря «Машук-2012» грантовую премию в 300 тысяч рублей на реализацию проекта «Куначество», отмечает другую сторону предложения о переселении детей-сирот в регионы Кавказа – этическую.
– У нас в Кабардино-Балкарии не первый год дети разных национальностей живут в принимающих семьях. Но это гостевые поездки, одна семья на время отпускает ребёнка, другая принимает. Дети знакомятся с традициями и обычаями народов, живущих рядом, открывая для себя очень многое. Людям нравится, что они участвуют в возрождении вековой традиции куначества, они рады интересу к быту и истории своего народа, – говорит девушка.
Проект живёт в КБР как республиканский, а Мадина и её единомышленники вывели «Куначество» на всю территорию Северного Кавказа, знакомя детей и их родителей из разных уголков СКФО. На сегодня отобрано уже 10 семей, которые будут принимать детей из других регионов округа. Проект – продолжение сложившегося в своё время святого для кавказцев понятия: куначество – читай братство, родственные узы. Может, процесс переезда воспитанников детских домов на Кавказ начать как куначеский?
– Предложение переселить детей – это совсем другое, – объясняет Мадина, – речь идёт не о поездке в гости, а о переезде в новую семью. Это очень серьёзный, очень ответственный шаг для взрослых, в первую очередь. Ребёнка из детского дома нельзя взять на время, погостить с Дальнего Востока не наездишься. Дети привязываются душой, они ждут исполнения своей мечты о папе и маме, нельзя играть их чувствами. В противном случае ребёнок получит психологическую травму. Моральный вред, последствия которого оставят существенный негативный след.
Широко известна история, когда в годы Великой Отечественной в Карачаево-Черкесии люди приняли и спрятали ленинградских ребятишек. За своих они выдавали мальчишек и девчонок из еврейских семей, рискуя жизнями собственных детей. Так что Кавказ готов понять и принять. Но проработка вопроса должна быть тщательно продуманной и взвешенной. И непременно с учётом ситуации в тех регионах, откуда планируется перевезти детвору. Восток-то Дальний может реально отдалиться от России ввиду массового интереса переселяющихся соседей…