Если у вас в жизни были хорошие учителя, то вам крупно повезло. То, как человека подготовили к жизни, определяет его дальнейшую судьбу. Сегодня весь мир отмечает замечательный праздник День учителя. 5 октября можно сказать спасибо тем, кто объяснил нам главные жизненные постулаты. Кто стал для нас примером и источником знаний.
В России в последние десятилетия профессия педагога была непопулярной. Учителями зачастую оказывались недовольные своей жизнью и благосостоянием женщины, которых изрядно потрепала судьба, а школа и ученики воспринимались как одно из кармических наказаний. Сейчас таких педагогов гораздо меньше, да и зарплаты увеличились, и выросла смена им в виде молодых, активных и целеустремленных специалистов. А это уже обнадеживает. Татьяна Ренковская – как раз такой молодой и перспективный педагог. Потомственная учительница химии, Татьяна Станиславовна – дочь Ренковской Ольги Михайловны, которая уже 35 лет работает в школе. Как и мама, Татьяна Ренковская стала учителем в возрасте 23 лет. 2012 год для нее дебютный в роли преподавателя. Сейчас она учит химии восьмые и девятые классы в школе города Ставрополя №6, в которой несколько лет назад сидела за партой сама. О своих первых впечатлениях работы учительницей она рассказала «АиФ-СК» в интервью.
- Как тебе пришла мысль стать учителем? Ты молодая современная красивая девушка, а эта профессия не входит в круг особо популярных в наше время?
- Так как я дочь учителя, то всю работу учителя дома и в школе я видела. С самого детства мне нравилась мамина работа. И когда я стала взрослеть, пошла в старшие классы, я поняла насколько это сложно и немножко испугалась этой профессии и, отучившись в университете, ушла в другую работу. Но спустя не которое время я поняла, что хочу все-таки попробовать. И вот попробовала.
- Как же ты решилась пойти в школу. Какая была первая реакция на предложение стать учителем?
- Для меня это был шок. Но потом поговорила с очень грамотным учителем и настоящим профи – это моя мама (смеется). Она мне все рассказала и сейчас меня все устраивает.
- В чем отличие той школы, в которой училась ты и современной, в которой сейчас работаешь?
- Сейчас совершенно другие дети, также как и другие учителя, и другое образование. У нас образование идет вперед и сейчас есть возможность интересно заниматься на компьютерах, на интерактивных досках. Сейчас это все у нас уже проводится. Вот только детей сейчас сложнее заинтересовать. Их уже современными технологиями не удивишь. У меня химия, мне проще конечно. Им нравятся все эти лабораторные работы, которые я с ними провожу, опыты, практические занятия.
- Неужели школы сейчас такие суперсовременные, а как же мел, доска, потрепанные учебники?
- Конечно, школу оборудовали не полностью, но с каждым годом все больше и больше интерактивными досками снабжают, компьютерными классами, повесили проекторы. То есть мы проводим занятия, как и старым дедовским способом – пишем на досках и так далее, все это у нас есть. Но у нас висит и проектор, с помощью которого мы делаем задания в классе. Намного интереснее стало учиться. У меня в классе были такие ученики, которые не хотели носить с собой полный рюкзак книг, а просто закачивали их в свои планшетники. Я не разрешаю пользоваться планшетниками, электронными книгами, потому что если бы у всех учеников были такие устройства и всю школу снабдили электроникой, тогда да. Но пока издаются книги, я считаю, что мы должны учиться по книгам, а не по этим электронным учебникам. Естественно пользоваться телефонами тоже не разрешается. А компьютерами ученики пользуются в компьютерных классах, только на уроке информатики.
- Что еще изменилось в наших школах?
- Я очень была удивлена тем, что увеличили детям перемены. То есть в наше время по 5 минут переменки были, мы только и успевали добежать от кабинета до кабинета за это время, мы даже не успевали перекусить. Так теперь ученики могут спокойно спуститься вниз, перекусить после этого, помыть руки, подняться на урок, подготовиться и начать занятие без опозданий. Дети уже не опаздывают на уроки. Ну конечно опаздывают, но не в таком количестве как раньше. В школе весь процесс образовательный налаживается. Мы также работаем в две смены, это конечно неудобно, но пока мы не можем позволить себе всех учеников поставить в одну смену.
- С какими трудностями ты столкнулась, когда пришла в школу преподавать?
- Самое главное как подает себя учитель на первых уроках. Нельзя быть очень строгой, нельзя повышать голос на детей. Потому что они сразу воспринимают это в штыки. Значит я там злая и так далее. Надо быть справедливым учителем я считаю, точнее строгим, но справедливым. Самое главное поставить свой авторитет на первых же уроках, потом работать намного легче. У нас в школе есть коррекционные классы, то есть специального обучения. С этими детьми работать сложнее, но их и меньше. В этих классах есть небольшие трудности, а в остальном все в порядке.
- Ты самый молодой учитель в школе. Может быть, чувствуешь какое-то особое отношение к себе с их стороны?
- Несомненно, чувствую. Им нравится ходить на мои уроки. Они внимательно слушают. Не издеваются. Молодой учитель, можно поиздеваться? Нет. Им интересно, они все понимают, стараются не огорчать меня.
- А есть хулиганы, которые разлагают дисциплину?
- Есть, такие ученики есть, но с ними есть особый прием. Это секрет.
- А может все-таки поделишься опытом?
- Ладно. Таким ученикам я просто даю самостоятельные задания. Я стараюсь не повышать на них голос, не ругаться, а решать все мирным путем. Даю самостоятельное задание, после которого ученик получает оценку и это их занимает, они отвлекаются от своего класса и просто делают свою работу. С остальными учениками я работаю по плану.
- Какие преимущества у молодого учителя перед старшим поколением?
- У меня прошло не очень много времени после окончания школы. Я молодой специалист все-таки, недавно окончивший университет. Я, наверное, больше понимаю детей, их эмоции, их отношение к учебе. Я вижу, кому интересен предмет, кто хочет не просто на уроках сидеть, а именно научится чему-то. Есть такие, которые говорят: «Не нужна нам эта химия. Мы будем юристами или экономистами». Я стараюсь все равно заинтересовать, и я думаю, что в основном у меня это получается.
- А в детстве ты доводила учителей?
- Никогда. Я дочка учителя.
- А как относилась к тем, кто доводил?
- Я не понимала этих детей и старалась всегда сгладить конфликты. И в классе у нас это тоже решалось своим каким-то очень узким кругом учеников. Мы с ними разговаривали, не то чтобы разбирались, разговаривали, что не нужно себя так вести и иметь уважение к учителю. Если это не нужно ученику, то пусть переходит на индивидуальное обучение.
- Какие знания ты считаешь своим долгом передать своим ученикам кроме химии?
- Учитель должен воспитывать своих учеников. Не зря говорят, что учительница – это вторая мама. Детей нужно учить гуманности, патриотизму, всем тем качествам, которые необходимо привить ребенку с самого детства, ведь сейчас в наше время это очень важно. Мы проводим классные часы и воспитываем учеников точно также как и родители дома. Вот и все.
- Что ты посоветуешь молодым людям, которые не решаются пойти преподавать в школу. Думают, что это страшно, это сложно еще и платят мало. Выгодно ли работать учителем?
- Да это очень выгодно идти работать учителем, тем более, если ты сразу готова к нагрузке. А в нагрузку входит и классное руководство и кружки, которые ты можешь вести. Если все это тянешь, то выгодно. Кроме того, в школе нормальный график работы. Как некоторая молодежь сейчас работает посменно и ночью и днем, это же еще тяжелее.
Ни на одной работе сразу никому много не платят, всегда сначала ты работаешь, а потом твой доход начинает увеличиваться. То есть с каждым годом ты можешь сама увеличивать свою заработную плату, таким образом, что ты повышаешь свою квалификацию как учитель. Чем выше твоя категория, тем больше у тебя зарплата. Ты можешь себя нагружать часами. Я веду уроки в 8, 9 классах, а могла бы вести только у восьмых. Но я хочу выше зарплату, поэтому я взяла себе еще и 9 класс. То есть ты сама себе делаешь работу.
Это очень интересная работа, ты детей не только учишь, но у тебя еще и классное руководство. Как в моем случае, у меня 8 класс. Ты занимаешься с ними и внешкольными занятиями: какие-то поездки, мероприятия в школе, 8 марта, Новый год. Это все интересно и детям это нравится, ну и мне нравится. Это прежде всего зависит от человека. То есть если ты пришел в школу, ты или сразу убежишь и сменишь работу, или останешься учителем на всю жизнь, потому что на другой работе ты не сможешь работать. Ты не сможешь оставить просто тех детей, которых уже научил.
- А ты собираешься работать в школе всю жизнь?
- Я хочу пока что работать в школе. Зарекаться не буду, но пока меня все устраивает. Покидать я эту школу не хочу и свое учительское место тоже.