Накануне дня рождения СКФО «АиФ-СК» взвесил по¬зитив и негатив оценок его существования.
Тонны жалоб
Жители региона начинают ощущать окружную общность не только с позиции управленческо-географической. Прежде (при принадлежнос¬ти к ЮФО) она была более размытой, удаленной и не оп¬ределенной. С одной стороны, стали ближе в новых рамках. Сегодня и власть округа вроде рядом и старается быть доступ¬ной и прозрачной, принимая тонны жалоб на власти мест¬ные. Обращения с просьбой разобраться и усмирить за¬рвавшихся чиновников и бю¬рократов во всех сферах пишут теперь не только президенту страны, но и его полпреду - иногда помогает. С другой же стороны – держится на плаву тема самого принципа форми¬рования округа.
- По-прежнему вызыва¬ет вопросы состав СКФО: «концентрация всех проблем в одном мешке», «изоляция опасного Северного Кавказа от более благополучных ре¬гионов», «дистанцирование северокавказских рисков от воплощения олимпийского проекта», - отмечает доктор политических наук, профессор Майя Аствацатурова. – Не однозначна идея развития и перспектив СКФО в целом и его субъектов, в частности не в полной мере ясна позиция полпреда и его организаци¬онно-управленческих возмож¬ностей в будущем.
По мнению эксперта, в должной мере не оценива¬ется сложность межконфес¬сиональных отношений, не нейтрализованы причины межэтнических конфликтов, этнополитических проти-воречий. Продолжается конкурентная борьба этнических групп за допуск к власти, зем¬ле, ресурсам внутри субъектов. И вместе с тем усиливается конку¬ренция между ними за инвестиции, бытуют коллективные жалобы о несправедливом и не¬объективном их распределе-нии со стороны федерального центра, а также о возможном «успешном торге некото¬рых субъектов СКФО с Кремлём за ресурсы и трансферты».
- Создание округа - реализация стратегии феде¬рального центра на «наведе¬ние порядка», осуществление особого политико-управлен¬ческого подхода, - говорит Майя Аствацатурова. - В целом можно оценить взятый руководством страны управленчес¬кий курс в отношении нашего региона как целесообразный и перспективный, нацеленный на полномерное развитие региона, на подде¬ржание его культурной специфики, уваже¬ние интересов местных сообществ как неотъемлемых субъ¬ектов общероссийс¬кого процесса.
Позитивная повестка на Северном Кавказе есть – с оговорками это признают многие эксперты. В плюсо¬вых тенденциях - упрочение российской идентичности, сохранение этнокультурного разнообразия, осовременива¬ние традиционных и поиск новых этнокультурных брен¬дов. Подвижки в экономике – масштабные проекты тех¬нопарков, развитие туристс¬ко-рекреационных кластеров, солидные инвесторы, новые транспортные развязки, со-вершенствование дорожной сети, коммуникаций. Тот же самый перечень может по¬лучить и «минус» в оценках – как это будет реализовано? Далеко не все население ок¬руга связывает собственное благополучие с развитием СКФО...
Ждать ли весны с Востока?
Заглянуть поглубже в сущ¬ность северокавказских про¬блем и противоречий федера¬лы долго не решались, либо не имели желания – в этом схо¬дятся большинство экспертов. Но тот факт, что многочис¬ленные мозолистые вопросы и запутанные клубки с помощью полпредства постепенно начи¬нают разматывать, вытягивая и выстраивая равновесную позицию, отрицать нельзя.
Процесс небыстрый, тре¬бующий взвешенного под¬хода. Но, как отмечает ряд экспертов, наряду с кропотливой рабо¬той по преодолению национально-земельных, к примеру, противоречий в республиках должного управ¬ленческого внимания про¬блеме русского и нетитульно¬го населения не уделяется. И их представители покидают насиженные места, не имея перспектив безопасности, трудоустройства, соцгарантий.
Как отмечает Майя Ас¬твацатурова, в округе имеет место хождение «левых» этно¬политических идей, в равной степени неосуществимых и нецелесообразных: образование на территории СКФО шариатского теокра¬тического государства, присоединение к СКФО республики Адыгеи, выход Ставрополья из СКФО, присоединение СКФО к Белоруссии, образование на территории СКФО Русской республи¬ки, распад СКФО по типу Косово. Действует здесь сетевая политико-террористическая структура Имарат Кавказ.
- И при этом в обществе, в СМИ не создается не¬терпимое отношение к религиозно-экстремист-ской и этно-экстремист¬ской идеологии, - подчер¬кивает Аствацатурова.
На северокавказ¬ской палитре, по мне¬нию ученых-востокове¬дов, скажется дыхание «арабской весны». В ближайшей перспективе в «регионе бушующих револю¬ций» не сохранится светских режимов, а плодами «успеха» могут воспользоваться рели¬гиозно-фундаменталистские силы, среди которых есть экстремисты и террористы. По прогнозам экспертов-аналитиков из спецслужб США, будущее Ближнего Востока принадлежит исла¬мистам. Скажется это и на значительной части Цент¬ральной Азии, и на России, в том числе - на Северном Кавказе.
Что сделано и нет
За два года в округе удалось реализовать новые яркие начи¬нания, некоторые же важные инициативы пока остаются лишь намерениями.
Планы по созданию…
...Северо-Кавказского федерального университета.
В образовательном поле – частично весьма низкий уровень профессиональной подготовки преподавательского состава, вопросы с формированием са¬мого корпуса научной элиты. По сути, главный вуз округа – некий проект будущего.
…Центра международной культурной коммуникации. Инициатива высказана, принята и забыта. Хотя могла бы дорабатываться и проводиться в жизнь.
…Окружного телеканала, Сев-Кав ТВ. Эта идея, скорее всего, воплотится быстрее ос¬тальных, хотя проблем с кад¬рами достаточно, а главное – отсутствуют идеология канала и его наполняемость.
Доступная ипотека – сде¬лать ее низкопроцентной в пределах одного отдельно взятого округа не получилось. Хотя эта мысль прозвучала в числе первых громких заявле¬ний полпреда А. Хлопонина. Увы, квадратные метры да за низкий банковский процент – в нашей стране такое пока не¬реально…
Дважды за годы создания СКФО проводился Всекавказ¬ский молодежный лагерь «Ма¬шук», в 2010-м - федеральным агентством «Росмолодежь», в 2011-м с учетом ошибок и про¬счетов первого раза – прини¬мающей стороной, Ставропо¬льем. Лагерь дал возможность сотням молодых и талантливых показать себя и заработать на реализацию собственных идей с помощью грантов.
«Кавказские олимпийс¬кие игры» или «олимпийские игры по-кавказски» – смотр не просто спортивного мастерс¬тва, а состязание в истинно народных видах. А их, как вы¬яснилось, наберется не менее двух десятков. Иуже дважды свои таланты демонстрировали команды всех субъектов, оба раза в КЧР.
Создан Межрегиональный ресурсный центр, призванный помочь жителям округа в трудо-устройстве за его пределами. В базе данных – более полутора сотен вакансий со всей страны. В МРЦ предлагают как постоян¬ную, так и временную работу. Так, только минувшим летом почти 7,5 тыс. чел. из СКФО смогли воспользоваться этой возможностью.
Смена «упаковки»
Сергей Попов, этнополито¬лог, координатор общественных палат Ставропольского края, го-сударственный советник РФ 2 класса:
- Особых прорывов в развитии СКФО за эти 2 года я не наблю¬даю. Само создание округа, по ряду экспертных оценок, было большой ошибкой, тем более включение в него Ставрополья. Край ничего не выиграл от этого, в федеральную целевую програм¬му Юг России он не был включен, в то время как у Чечни и Ингуше¬тии, к примеру, помимо финан¬сирования по этому проекту, есть дополнительные специальные бюджетные программы.
Еще одна большая ошибка - подмена понятия русский поня¬тием казак. Это в корне неверно, вредоносно.
Что касается доктрины раз¬вития СКФО, ничего кардинально нового в ней нет – все то, что уже было в 3-х предыдущих ФЦП Юга России. Только в другой «упаковке». Качественных изменений в СКФО пока не произошло, толь¬ко озвучены протоколы о наме¬рениях. Объективных и четких положительных примеров роста назвать не могу, поскольку тако¬вых нет. Разве что чрезвычайно высокий уровень голосования за «ЕР» в большинстве субъектов на прошедших выборах. Увы, это «редкое единодушие» прерывает¬ся перестрелками и терактами.
Первые лица государства и округа должны понимать – только экономическими программами проблемы региона не решить. Необходим сбалансированный план действий, включающий разные разделы. Полпред Хлопонин имеет широкие полномочия, но, увы, как вице-премьер правительства за 2 года не решил вопроса с тарифами на энергоресурсы. А его высказывание в 2010-м году о том, что Кавказом 20 лет никто не занимался, выглядит мальчи¬шеством. К сожалению, пока ос¬таются пустыми декларациями и первоначальные заявления о ре¬шении проблем русского населе¬ния. А не решив их, не решить и проблем Кавказа. Это вопрос по-литический. С уходом последнего русского из республик Россия его потеряет.