19 января нашему Северо-Кавказскому федеральному округу исполнится 2 года. Споров по поводу его образования, на первый взгляд, стало меньше, но они есть. Причем обрели большую четкость и обоснованность.
Для развития территории разработана социально-экономическая стратегия, призванная к 2025 г. вывести СКФО к принципиально новым горизонтам. В какую почву «ляжет» этот план «глобального продвижения» округа?
Экспертов услышат
Начнем с того, что сам факт появления такого документа должен вселять надежду. Ведь многие эксперты ставили и продол¬жают ставить под сомнение перспективы СКФО после олимпийского 2014 года, а здесь речь идет о развитии округа на 10 с лишним лет вперед. Причем создана она в довольно короткий срок и наполнена достаточно дельным содержанием. Но пробелы в стратегии есть, о чем говорят ученые и обще¬ственные деятели.
Так, в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» известный российский правозащитник Александр Брод в свое время отметил, что в данном документе, увы, отсутствует раздел, посвященный граж-данскому обществу, а без его развития экономичес¬кие проекты вряд ли будут реализовываться так актив¬но, как того ожидают. Полпред Александр Хлопонин замечание признал вполне справедливым и пообещал, что тема гражданского об¬щества найдет отражение в стратегии. Кроме того, при полпреде был создан Экспертный совет, куда вошли представители российских академических кругов и ученые из всех субъектов СКФО. Их задача – дать экспертную оценку самой стратегии и тому, как она реализуется. Жаль, что информации о стратегии крайне мало и жители ок¬руга слабо представляют, как и что будет меняться в их жизни благодаря этому перспективному плану.
Под гнетом «чеченского синдрома»
Люди видят другое: бразды правления в ряде субъектов держат кланы. Что крайне негативно сказывается на отношении жителей ко всем ветвям власти.
Эксперты отмечают - клановость сформировалась в середине 1990-х. Тогда кровавые чеченские собы¬тия могли выйти за пределы региона, сепаратизм необходимо было сдержать. Что и стало предметом «обмена» – федеральная власть «не замечала» нецелевого использования казенных средств, заручаясь лояльностью местных князьков. Практика действенна по сей день – нередко бюджетные вливания текут рекой к правящим кланам и их приспешникам. При таком подходе к управлению на местах социальное и экономическое развитие вряд ли возможно – среднее поколение и старики пытаются выжить, молодые же, которых в регионах все больше за счет высокой рождаемости, лишены возможностей трудоустроиться и реализовать себя. Почва благодатная для «взра¬щивания» экстремизма как националистического, так и религиозного, ряды НВФ омолаживаются, сохраняет¬ся проблема террористичес¬кой угрозы.
Ряд экспертов признают – внятная госполитика на Северном Кавказе все еще не выработана. Специалисты также подчеркивают: «в политике Центра проявляется то, что условно можно назвать «чеченским синдромом» – в 1990-е годы наломали дров на Кавказе, а теперь боятся что-либо изменить в сложившейся ситуации».