В ряду кавказских республик Карачаево-Черкесия еще совсем недавно считалась самой спокойной. Но события последних месяцев заставили в этом усомниться.
Недавно экстремисты подожгли самый древний христианский храм на горе Шоане, разбили стелу, на которой изображен Георгий Победоносец, и это уже далеко не первый акт злодеяния в отношении православных святынь. Осенью прошлого года несколько из них также подверглись поджогам.
От слов – к делу
Заговорить об определенных тенденциях заставил драматичный случай в станице Преградной, где представители карачаевского населения после небольшой стычки напали на дом русского парня. Чтобы защитить жену и своих маленьких детей, Евгений Стригин вынужден был стрелять из ружья. Сначала вверх, потом в сторону машин нападавших. Этот выстрел оказался роковым – погиб один из погромщиков. После этого случая около 300 соплеменников убитого вышли на улицы с требованиями выселить всех русских из казачьего Урупского района. Сейчас над Стригиным идет суд, и парня пытаются представить как стрелявшего из хулиганских побуждений, а не как превысившего пределы необходимой самообороны.
Общественность пытается защитить семью Евгения. Направлены письма в самые высокие инстанции.
О том, как стали возможны подобные межнациональные столкновения и можно ли перебороть крайне тревожные тенденции, мы беседуем с известным специалистом по Северному Кавказу и межнациональным отношениям, государственным советником Российской Федерации II класса, председателем Общественной палаты Ставрополя, координатором общественно-политического движения «РЕКА» (Русское единство Кавказа) Сергеем Поповым (на фото вверху).
– Сергей Иванович, почему такое произошло на исконно казачьих землях? Почему казаки, в отличие от событий в Зеленокумске, не вмешались?
– Как ни горько это отмечать, но казачество сейчас переживает далеко не лучшие времена. Это тянется еще с 90-х годов: казакам не дают в полной мере проявить свой потенциал, с оружием в руках защищать свои земли.
К тому же наметилась еще более опасная тенденция – искусственное разделение казаков и русских. Почему слово «русский» публично произносить нельзя, а «казак» – сколько угодно?! А без поддержки большинства русского населения региона сами казаки не могут себя защитить еще и по причине собственной междоусобицы.
Считаю, что казаки должны определиться. Если они считают себя неотделимой частью русского народа, его истории и культуры, то должны всецело поддержать стремление подавляющей части населения России вернуть в Конституцию страны понятие «государствообразующий русский народ» и плотно взаимодействовать со всеми русскими и славянскими организациями.
– Но ведь на самом высоком уровне и, в первую очередь, из уст полпреда в СКФО Александра Хлопонина мы постоянно слышим о жизненной необходимости сохранения на Северном Кавказе русского населения…
– Увы, пока это только слова. Понимания того, что русские в республиках – как прожилки у зеленого листа, нет. Пример этого – полное игнорирование правозащитниками рекомендации президента России Дмитрия Медведева заняться вплотную проблемами дерусификации Северного Кавказа.
Моноэтнизация или?..
– Сергей Иванович, две республики в СКФО (Чечня и Ингушетия) уже превратились в моноэтнические. Не грозит ли то же самое и КЧР, где наряду с русским остро встал и черкесский вопрос?
– Да, в республике ситуация очень непростая. И не только для русских. Много противоречий и в среде традиционных мусульман. Тому подтверждение – убийство ректора исламского института Исмаила Бостанова, которое совершено, на первый взгляд, вполне респектабельными представителями традиционного ислама. А территориальный раскол между черкесами и карачаевцами, спор о необходимости которого возникает в республике, приведет к образованию новых этнических анклавов, бесперспективных с экономической точки зрения.
– Не секрет, что упор в стратегии развития СКФО сделан на экономические факторы. Дескать, если будет решена проблема безработицы, если повысится общий уровень жизни, в регионе проявлений экстремизма и терроризма станет значительно меньше. А вы как полагаете, должное ли внимание уделяется «наверху» межнациональным проблемам округа?
– Судите сами. Несмотря на то что Северный Кавказ продолжает оставаться самой проблемной территорией страны, в последнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию России ему не уделено ни строки!
Теперь о стратегии социально-экономического развития округа. В ней настораживает такой пассаж: «… при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках, а также Республике Северная Осетия весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025-2030 годов…»
То есть стратегия признает тот факт, что русские, русский язык и культура, возможно, останутся в этих республиках еще пару десятков лет, но в Дагестане они перестанут быть весомой этнокультурной компонентой в ближайшее время…
При всем при том та часть стратегии, что посвящена именно межнациональным проблемам, прописана очень слабо.
– Тот факт, что православных в округе раскололи, образовав из одной большой епархии три маленьких, вы как расцениваете?
– Это разделение настораживает, но многое будет зависеть от новых руководителей епархий. К сожалению, миротворческая работа, которая проводилась при бывшем Владыке Феофане, не затрагивала конкретных судеб православных граждан. Храмы построены, но поток русских, уезжающих из республик, не ослабевает.
– Ваш прогноз будущего округа?
– При сохраняющейся явной недооценке русского вопроса ничего позитивного нас не ждет. К тому же сейчас как на федеральном, так и на региональном уровне нет реальной политической силы, способной справиться с раковой опухолью коррупции, порождающей на Северном Кавказе экстремизм и терроризм, и приступить к проведению реальных социально-экономических и общественно-политических преобразований.
Только самоорганизация русских в регионе и наличие ответственного за их судьбы руководства Ставрополья может изменить ситуацию к лучшему.
А что касается фактов вандализма по отношению к православным храмам в соседней Карачаево-Черкесии, то «РЕКА» отреагирует на них организацией актов протеста совместно с общинами и землячествами выходцев из КЧР в крае. Всем надо понимать, что межнациональные конфликты регулируются в течение десятилетий, а межконфессиональные – на порядок дольше. До этих событий нам удавалось удержать межконфессиональную ситуацию в регионе. Надеюсь, что и в этот раз мы поймем друг друга. А лично я расцениваю последний поджог храма как реакцию националистических отморозков из КЧР в ответ на цивилизованную попытку защитить в прессе русскую семью из Урупского района КЧР.