Ставрополь. Нижний рынок. Полседьмого утра. Для кого-то – несусветная рань, а для рыночных торговцев – начало рабочего дня.
Ранние покупатели
Баба Люба с хутора Ташла, что под Ставрополем, «заступает» на работу, как на боевой пост, в начале седьмого. Аккуратные пучки редиски, зелень с собственной грядки – ее товар.
– Перекупщики вас не гонят? – задаю волнующий многих вопрос.
– Нет, я торгую тут уже третий год, место себе «бронирую» заранее, за недельку, – откровенничает пенсионерка.
– И сколько же стоит место?
– 100 рублей за десять дней.
На перекупщиков, впрочем, не жаловались и другие торговцы. Так называемый летний ряд на Нижнем рынке, расположенный на улице, состоит сплошь из трудолюбивых садоводов и огородников из пригородов Ставрополя. Их продукция – самая востребованная. При мне стаканчик ароматной малины «ушел» от Валентины Михайловны из Шпаковского района. Продавщица довольна – на других-то рынках за места дерутся.
Полупустой павильон
Иная картина – в мясных рядах. Здесь пустует половина павильона. Сельхозпроизводители не спешат на рынок, и торгуют здесь исключительно перекупщики. Причина такого «пренебрежения» объясняется легко: реализация мяса сегодня – процесс неприбыльный. Корма дорогие, плюс расходы на бойне (а новое постановление разрешает забивать скот только там), плюс транспортные издержки, плата за место на рынке. В мясных рядах «такса» – 190 рублей в день, а мясо, как известно, – продукт скоропортящийся, вот и предпочитают животноводы продать его подешевле, но побыстрее тем же перекупщикам. Или самостоятельно торговать с машин.
Вместе со специалистами общественной организации «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль» медленно обхожу рыночные ряды. Товаровед Ульяна Пархоменко обращает мое внимание на валяющиеся прямо на прилавках, без специальных поддонов, аппетитные куски говядины и свинины.
– А мы по старому закону работаем, прилавки моем с порошком, – парируют продавцы.
Мясо, на первый взгляд, очень свежее, с ветеринарными печатями, но как оно хранится! Во-первых, констатируют товароведы, привозят его не всегда в машинах со специальными крюками, частенько просто кидают навалом на картонки. А во-вторых, туши на своих плечах таскают грузчики в неимоверно грязной одежде! Еще одна неприглядная картинка – мясо, небрежно сваленное на тележке…
В молочном ряду в этот ранний час – всего две женщины с домашней сметаной и творогом. Цены кусаются, да и понятно почему: торговкам тоже надо заплатить за рыночные ряды, а продукция реализуется не всегда.
В целом впечатление складывается грустное: продавцов-то немного, а значит, и цены не намного ниже магазинных.
И причина – даже не в перекупщиках, которые не дают местным производителям реализовывать свою продукцию.
– Мы готовы дать возможность торговать всем желающим, – комментирует замдиректора Нижнего рынка Роман Махиня.
– Но люди приходят не очень охотно, потому что не хотят платить за место, не всегда это выгодно.
На рынке, может, и рады снизить цены на места, но надо ведь окупать «кусающиеся» энерготарифы…
А стихийные рынки, хоть и запрещены официально, то и дело появляются в самых не подходящих для торговли местах, как правило, возле дорог. Один из них возник у бани, на улице Ленина, возле зловонной лужи. Люди охотно скупают овощи и фрукты, пропитанные выхлопами…